Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Коллекция тканей XV – XIX вв. (стр.5)

        С начала XIX в. в России началось производство специальных церковных тканей, в узорах которых присутствует крест и другая православная символика. В ризнице Троице-Сергиевой лавры ткани с крестчатыми узорами начали появляться еще в первой половине XIX в. Рисунок большинства сохранившихся церковных тканей состоит из крестов, окруженных растительными побегами, как, например, на фелони, сшитой из покрова по А.Ф. Аксаковой в 1888 г. (Ил. 44) Но были и более сложные узоры - с изображением копия и трости, херувимов. В 1908 г. из покрова, вложенного в Лавру при погребении М.В. Мусиной-Пушкиной, был сшит комплект облачений для священника, от которого сохранились поручи. Изображение крестов на ткани сопровождается надписями «БОГЪ» и «НИКА» (Ил. 45)
        Редкими произведениями российского текстиля конца 1820-1830-х годов является комплект из целиком вытканных фелони и епитрахили, происходящий из Спасо-Вифанского монастыря, а также еще одна епитрахиль, абсолютно идентичная вифанской, из собрания Троице-Сергиевой лавры. На этих облачениях, имеющих всего по одному шву, ткаными являются и узор, и имитация всех деталей, которые обычно нашиваются – крестов, звезды, галунов. Подобные облачения изготавливались на особых станках, были редки и дороги. Они получили название «нешвенных» в память о нешвенном хитоне Христовом, вытканном без единого шва Богоматерью (Ил. 46).
    Ил.44
    Ил.44
    Ил.45
    Ил.45
    Ил.46
    Ил.46
        Последний яркий период в истории русской парчи – первое десятилетие XX в. В это время из общего текстильного производства выделилась особая отрасль производства тканей для церкви, поскольку в начале XX столетия именно церковь стала основным потребителем дорогих золотных тканей. Ткани лучших фабрик Москвы и Московской губернии отличались тщательностью и чистотой отделки, богатством фактуры золотных нитей (использовались и гладкие нити, и фактурная скань, и плоская бить). Для церковных тканей профессиональными рисовальщиками создавались разнообразные растительные узоры, а также узоры на основе образцов раннехристианского и византийского искусства и произведений крупнейших средневековых западноевропейских текстильных центров. Стилизованный узор и имитация характерных приемов ткачества создавали впечатление старинной роскошной ткани (Ил. 47,48)
    Ил.47
    Ил.47
    Ил.48
    Ил.48


    Т.В. Кузнецова




    1      2      3      4      5

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru