Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Рукописные и старопечатные книги XIV – XIX вв. (стр.1)
|
Рукописное собрание Сергиево-Посадского музея насчитывает около 300 произведений XIV – XX в. Здесь представлены древние грамоты, письма, адреса, книги монастырского учёта – вкладные и описные, синодики, книги священного писания, богослужебные и многое другое.
Среди документов монастырского учёта особую ценность представляют опись Троице-Сергиевского монастыря 1641 г. и вкладные книги 1639 и 1673 гг. Данные книги являются ценнейшими, фундаментальными источниками, а по существу, это настоящие документы для специалистов разного профиля.
Формирование рукописного фонда музея началось фактически одновременно с его образованием (20 апреля 1920 г.). Немаловажную роль в этом деле сыграла Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры, созданная в октябре 1918г. для передачи ценностей монастыря государству. B её ведение поступило и книжное собрание Троице-Сергиевой лавры. Однако большинство рукописей из уникального книжного собрания Троице-Сергиевой лавры в 30- е годы были переданы в Москву (ГБЛ). Окончательно это было подтверждено приказом по Министерству культуры СССР (№ 50) от 3 февраля 1955г.
Уникальную часть рукописного фонда музея составляют лицевые рукописи – Евангелия и Апостол митрополита Московского Иосафа (Скрипицына). Самое раннее Евангелие из Николо-Песношного монастыря поступило в Сергиево-Посадский музей из Дмитровского музея в 1959 г. Оно украшено четырьмя цветными миниатюрами с изображением евангелистов, близким к работам известного художника Древней Руси Дионисия. А написано оно, предположительно, Сергием Доброписцем, имя которого, предположительно, связано с Троицким монастырём.
Пополнение книжного фонда музея и начавшееся во времена деятельности Комиссии изучение книжного собрания музея развернулось вновь лишь с конца 50-х гг. XX в. Фактически — это новый этап в истории формирования коллекции. Он был связан с организацией целенаправленных экспедиций по древнерусскому искусству, проводимых, главным образом, в пределах Подмосковья, и в первую очередь в Сергиево-Посадском, бывшем Загорском районе, как наиболее перспективном, с его древними поселениями, входившими в прошлом в состав монастырских владений или владений крупных вотчинников.
|
Евангелие из Николо-Песношского монастыря. Конец XV века. Оклад |
Евангелие из Николо- Песношского монастыря. Конец XV века. Начальный лист Евангелия от Матфея |
Евангелие из Николо- Песношского монастыря. Конец XV века. Миниатюра. Евангелист Матфей |
Евангелие из Николо- Песношского монастыря. Конец XV века. Миниатюра. Евангелист Иоанн с учеником Прохором
|
В составе поминальных книг представлен Синодик 1679 года, созданный по заказу боярина Б.М. Хитрово. В предисловии к нему содержится статья о посещении Троицкого монастыря царём Иваном Грозным в 1583 г. по случаю «убиения» своего сына царевича Ивана. В основе Синодика находится более древний царя Ивана Грозного 1575 г. Ценнейшую его часть для исследователей представляют поминальные записи конца XVII – середины XIX в.
Синодик 1679 г. впервые был введен в научный оборот.
Из бывшего собрания Троицкого монастыря происходит рукопись – сборник под общим названием Стихирарь первой четверти XVII в. – письма известного роспевщика Древней Руси Логина Шишелова, по прозвищу Корова. Рукопись украшена красочными заставками с использованием сусального золота.
|
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. 1673г. |
Синодик. Москва. 1679г. |
Стихирарь. Первая четверть. XVIIв.
|
В рукописном собрании Загорского музея-заповедника своими художественными достоинствами привлекают внимание три лицевые рукописи XVI в.: два Евангелия — дьякона Ионы Зуя и архимандрита Троице-Сергиева монастыря Меркурия Дмитровца — и Апостол митрополита московского Иоасафа. Ранее они входили в число древних рукописей, составлявших так называемое ризничное собрание.
Следует отметить, что в XVI в. в Троицком монастыре складывается местная "школа" иконописи, и не исключено, что среди иконописцев были иллюстраторы древнерусских рукописей. В пользу троицкого происхождения рукописей говорит социальное положение их заказчиков или владельцев, исторические судьбы которых оказались тесно связанными с Троице-Сергиевым монастырем.
|
Начальный лист «Евангелия от Матфея» Иона Зуя |
"Миниатюра из «Евангелия» Иона Зуя. Евангелист Матфей. |
Миниатюра из «Евангелия» Дмитровца . Евангелист Марк
|
Третья книга — "Апостол" — почти не известна специалистам. "Апостол" из собрания Сергиево-Посадского музея выполнен в сложившихся традициях роскошно оформленных, подобных ему книг первой половины XVI в. и вполне соответствует высокому положению его бывшего владельца — митрополита Иоасафа (Скрипицына). Апостол размером в пол-листа, на 574 листах, написан красивым полууставом с широкими полями.
Художественное оформление рукописи построено по такому же принципу, что и рассмотренные выше Евангелия: чередование миниатюр и красочных заставок, но Апостол иллюстрирован богаче. В целом же миниатюры всех трех книг яркой иллюстрацией одного из путей развития книжной миниатюры XVI в.
|
Заставка из «Апостола» митрополита Иоасафа |
Евангелист Иоанн и Прохор. Миниатюра из «Апостола» Иоасафа |
Евангелист Лука. Миниатюра из «Апостола» Иоасафа |
Апостол Иаков. Миниатюра из «Апостола» Иоасафа
|
|