Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Народный костюм XIX - начала XX в. (стр.1)
|
Cергиево-Посадский музей обладает первоклассной коллекцией женского костюма северных и средних областей европейской части России. Все экспонаты объединяет во многом насыщенный цвет, характер декорирования и покроя. Но в то же время каждая область, часто даже район, имели свои особенности. Существенную деталь русской одежды составляла рубаха. К длинной рубахе из белого холста надевалась шерстяная юбка, или понева, как ее называли во многих местах. На рубаху надевался сарафан. Девичья одежда Среднего Повольжья (Симбирская губерния) представлена в музее нарядом, который состоит их рубахи, сарафана и пояса с карманом.
Венчальный костюм Новгородской губернии включает в себя белую рубаху, тёмно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетённый пояс. Невеста дополняла наряд бусами. В Архангельской области нарядно отделывали нижние юбки и белые холщовые рубахи. Женщина имела право ходить без сарафана лишь во время жатвы в поле. Рубаха из холста района реки Вычегды имеет легкую отделку вокруг ворота, крупные полосы браного узора на плечах, широкую окантовку подола. Костюм из Малмыжского уезда Вятской области, надевавшийся невестой-старообрядкой на обрученеи, состоит из рубахи, сарафана, пояса и нагрудных украшений.
|
Девичий венчальный костюм. Начало XX в. Новгородская обл. |
Девичий праздничный костюм. 1910-1920-е гг. Ульяновская обл. |
Женская рубаха. XIX в. Архангельская обл. Каргополь |
Женский свадебный костюм. Конец XIX - начало XX в. Кировская обл. |
Великоустюжские мастерицы из Вологодской области делали свои костюмы особенно декоративными. Жемчужинами музейного собрания являются два уникальных костюма 1870-х годов, происходящие из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Это желтый костюм с рельефно вышитыми женскими фигурками, напоминающими елочки. Цветовая гамма костюма очень яркая: на желтом фоне — алые, синие, красные, зеленые и голубые пятна фигурок, по подолу фартука идет широкий декоративный фриз, и завершает отделку костюма алая оборка из шерстяной фабричной ткани.
Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок по покрою, незначительно отличаясь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета. В узоре нагрудника – изображения женских фигур, имеющих детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве – Мокоше. Зимний праздничный женский костюм включал в себя добротную меховую шубу, обычно из овчины. Для холодного времени года являлся пониток, или сукманник. К примеру, костюм из Никольского уезда Вологодской губернии состоит из понитка, рубахи, сарафана, пояса и шерстяной шали.
|
Костюм новобрачной. 1870-е гг. Вологодская обл. Р-н Великого Устюга |
Костюм новобрачной. 1870-1880-е гг. Вологодская обл. Р-н Великого Устюга |
Женская праздничная шуба. Конец XIX - начало XX в. Русский Север |
Женский праздничный костюм. Начало XX в. Вятская обл. |
В Сергиево-Посадском музее хранится одна из лучших в стране коллекций свадебных южнорусских костюмов. Девичий наряд из Тамбовской губернии состоит из рубахи, поневы, короткой нагрудной одежды – шушпана и головного убора. Исследователи древнерусского костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды. Девушка на выданье из Скопинского уезда Рязанской губернии носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного или льняного полотна.
Такой костюм обычно украшали шейные и нагрудные украшении. Костюм Кадомского района Рязанской области вместо шушпана имеет навершник — безрукавку, которая надевалась поверх рубахи и поневы. Ее отделка необычайно богата: на белом фоне холста чередуются красные полосы браного узора, вставки кумача и цветные плетеные кружева.В женском костюме Пензенской области восхищает необыкновенная узорчатость, звучность цветового решения и предельная насыщенность колорита, где рядом с традиционным красным цветом звенит яркая зелень, обогащая гамму костюма. Ткачество на пензенском костюме отличается тонко проработанным орнаментом с очень архаическими мотивами.
|
Девичий костюм. Начало XX в. Рязанская обл. |
Женский костюм. XIX в. Рязанская обл. Кадомский р-н |
Женский костюм. XIX в. Рязанская обл. Кадомский р-н |
Костюм новобрачной. 1920-е гг. Пензенская обл. |
Гармоничны женские одежды воронежской земли. Так в костюме новобрачной по белому холсту рубахи и фартука наложены полосы черной вышивки, исполненные с большим вкусом и мастерством. К костюму полагался широкий красочный тканый пояс и своеобразное ожерелье из плетеного шнура с кругами, называвшееся грибаткой. Голову украшал закрытый головной убор – «сорока». К свадебному женскому костюму в пару вышивалась холщовая рубаха для жениха. В Тверской губернии будничные сарафаны делали из домотканой пестряди или набойки.
Калининская холщовая белая одежда с рубахой, которую называли насова, сохранила древние традиции покроя и отделки. Ворот рубахи декорирован красным ситцем. В некоторых местах Юга России сарафан является не только девичьей, но и женской одеждой. В Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора и нагрудных украшений.
Мужские свадебные костюмы не отличались разнообразием. Он состоял из плисовых суконных или льняных штанов и яркой шёлковой или сатиновой рубахи.
|
Женский свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская обл. |
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская обл. |
Женский костюм. XIX в. Тверская обл. Нелидовский район |
Женский свадебный костюм. Начало XX в. Курская обл. |
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Кировская обл. |
|