Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Художественная обработка металла XVII – XIX вв. |
Кузнечное дело было одним из древнейших видов обработки металла и считалось на Руси почетной специальностью. Изделия кузнецов получили известность далеко за пределами Русского государства и своей выразительностью, смелостью, декоративностью вызывали восторг и удивление иностранцев.
В экспозиции музея изделия из кованого и узорного просечного металла по времени их изготовления охватывают период с XVII и до начала XX века.
Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцов, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется редчайшее трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и слюда.
Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев.
Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которы¬ми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда на конских головах помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое соче¬тание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений.
Из меди и олова делали также посуду: всевозможные братины с чеканным узором, ендовы с носиком для слива, медные ковши различных размеров, которые спускались в бочку и плавали в ней, придерживаясь крючком ручки за край. В этих сосудах во время праздников подносили гостям пиво, брагу, хмельной мед.
|
Зеркало. XVII в. Дерево, олово, слюда, стекло, роспись |
Зеркало. XVII в. (сложенное) |
Сундук «Короб». XVIII в. Великий Устюг, Вологодской губернии. Металл, просечка |
Развитой отраслью художественного ремесла было сундучное производство. Особенно высоко ценились сун¬дуки и шкатулки Великого Устюга. В музее есть несколько великоустюжских сундуков XVII—XVIII веков, имеющих . форму теремка и обшитых железными полосами с просечным узором. Эта форма была традиционной в быту и сохранилась до середины XIX века. В XVI—XVII веках пользовались небольшими плоскими сундуками-укладками со скошенной крышкой — подголовником. Форма подголовника объясняется их названием и ролью — они служили подставкой для подушки во время сна. В таких сундуках хранились ценности и документы.
Сундуки украшены широкими полосами железа и просечными жуковинообразными накладками. Часто в центре крышки или вокруг замка помещали круглые про¬сечные пластины, под которые подкладывали цветную фольгу, и благодаря этому резной круг ярким пятном выделялся на поверхности сундука.Старинные формы сундуков и несложные мотивы просеч¬ного орнамента сохранились вплоть до середины XIX века, но уже в XVIII веке появился спрос на более изящные вещи. Сундуки делались гораздо меньших размеров, лег¬кими, просечные узоры стали мельче, ажурнее.
|
Сундук XIX в. Пермская губерния. Дерево, металл. |
Ларцы и шкатулки. XVIII в. Север. Дерево и просечный металл. |
Рукомойники. XIX в. Карелия. Мель. |
Художественная обработка металла представлена в собрании музея кованными железными светцами с их прекрасной архитектоникой, литыми из меди ендовами и рукомоями строгих, ясных очертаний, сундучками и шкатулками многообразных форм с просечными узорами. Особый интерес вызывает великолепный дымник из жести, привезённый из вологодской области.
|
Рукомойник, рукомойник-водолей, ендова. XIX в. Карелия и Архангельская губерния |
Дымник. XIX в. Вологодская область. Просечная жесть. |
Светцы. XIX в. Калининская, Вологодская, Московская, Ярославская области. Железо, ковка. |
|
|