Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Коллекция тканей XV – XIX вв. (стр.1)

        Формирование коллекции тканей Сергиево-Посадского музея-заповедника связано с основными этапами становления самого музея. Ее ядро составляют культовые вещи, происходящие из собрания Троице-Сергиевой лавры – архиерейские, священнические и диаконские облачения, предметы храмового убранства и богослужебные предметы (покровы, пелены, плащаницы, воздухи и покровцы). В дальнейшем коллекция пополнилась культовыми предметами из приходских храмов Сергиева Посада и его окрестностей, из Спасо-Вифанского монастыря и Гефсиманского скита, из музея «Оптина пустынь» и Дмитровского краеведческого музея. Крупная коллекция образцов шелковых, бархатных и парчовых тканей поступила в музей в 1941 г. в составе собрания Музея Народных Художественных ремесел.

        До начала XVIII в. в России шелкового производства не было, поэтому все потребности в шелковых, парчовых, бархатных тканях удовлетворялись за счет импорта текстиля, вырабатываемого крупнейшими мировыми центрами ткачества – Турцией, Ираном, Китаем, Италией, Францией.

        Одними из самых распространенных и излюбленных в Древней Руси были турецкие ткани. Яркие, отличавшиеся повышенной декоративностью турецкие золотные бархаты, атласы и объяри использовались для изготовления светской одежды и богослужебных облачений, для украшения жилых помещений и храмов. Шелковые ткани на Руси очень ценились, потому сохранилось немало предметов так называемого «второго кроя». Например, стан фелони из золотной турецкой объяри первой трети XVII в. вклада Богдана Нагого сшит из множества крупных и мелких фрагментов ткани; вероятно, первоначально из объяри была скроена какая-то светская одежда, позже переделанная для церковного облачения (Ил. 1)

        В коллекции музея представлены практически все основные узоры, использовавшиеся турецкими ткачами: крупный узор в виде сетки из заостренных овалов с помещенными в них крупными зубчатыми листьями (Ил. 2), «изразцовый» узор в виде восьмиконечных звезд (Ил. 3), крупные листья – «репьи» (Ил. 4), вертикальные волнистые стебли с цветами и листьями (Ил. 5), круги, окруженные лучами («солнца») (Ил. 6), узор в виде трех шаров и двух волнистых («тигровых») полос, который в Турции традиционно считался символом власти и воинской доблести (Ил. 7). В собрании музея хранятся и два покровца, средники которых выполнены из турецкой объяри с изображением христианских символов (Ил. 8). Такие ткани изготавливались в очень небольшом количестве по специальным заказам и привозились на Русь греческим духовенством и русскими послами.
    Ил.1
    Ил.1
    Ил.2
    Ил.2
    Ил.3
    Ил.3
    Ил.4
    Ил.4
    Ил.5
    Ил.5
    Ил.6
    Ил.6
    Ил.7
    Ил.7
    Ил.8
    Ил.8
        Гораздо в меньшем количестве в собрании музея представлены образцы иранского текстиля. Среди них – редкая для коллекции музея ткань «алтабас». Затканный тончайшими нитями волоченного золота и серебра, алтабас был жесткой, держащей форму тканью, что на Руси очень ценилось. Но именно эта жесткость приводила к тому, что ткань ломалась на сгибах и быстро ветшала. Средник воздуха, вложенного княгиней А.В. Черкасской в Троицкий монастырь в 1674 г., выполнен из иранского золотного алтабаса – на фоне, сплошь затканном волоченным золотом, серебряными нитями вытканы мелкие цветочки (Ил. 9,10) Еще одна редкая иранская ткань – изорбаф, сохранилась на кайме воздуха XVII в. (Ил. 11)
    Ил.9
    Ил.9
    Ил.10
    Ил.10
    Ил.11
    Ил.11




    1      2      3      4      5

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru