Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Чукотское искусство резьбы по кости (стр.1) |
Искусство резьбы и гравировки по кости у чукчей и эскимосов - одна из областей материальной и духовной культуры общества, сохранявшего до недавнего времени свои архаические черты. Оно возникло в глубокой древности и прошло длительный и сложный путь развития. Чукотское и эскимосское собрание Сергиево-Посадского музея в настоящее время насчитывает около 1500 предметов. Девяносто процентов от общего числа составляет наиболее интересная его часть - произведения 1920-х - первой половины 1930-х годов Она входила ранее в коллекцию МНХР и была собрана на Чукотке Интегралцентром в начале 1930-х годов, и выявляет многогранность искусства чукчей и эскимосов.
В коллекции музея эти произведения представлены не только круглой скульптурой, рельефной резьбой и гравировкой по кости, но и вышивкой, рисунком мастеров промысла, детским рисунком. Художественный косторезный промысел чукчей и эскимосов 1920-х годов в значительной степени наследовал традиции культуры конца XIX - начала XX века, когда в результате развития на Чукотке торговли с американскими и европейскими купцами, китобоями появляется много предметов сувенирного характера, предназначавшихся для сбыта.
Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными изображениями на них. К 1920-м годам сюжетная гравировка на моржовых клыках прошла определенный путь развития. В целом произведения 1920-х годов выполнены с сохранением традиционных художественных приемов и стилистических особенностей резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов более раннего времени, со все большим нарастанием в них повествовательности, усложненности композиции и декоративности.
Пенал для бритвы (1920-е гг.) изготовлен из моржового клыка На нем схематично изображены лица. Интересен нож для бумаги (1920-е гг.) с гравированным на лезвии стадом моржей.
|
Неизвестный автор. Пенал для бритвы. 1920-е гг. |
Неизвестный автор. Нож для бумаги. 1920-е гг. |
Неизвестный автор. Салфеточное кольцо. 1920-е гг. |
В отличие от искусства 1920-х годов, развивавшегося в русле традиций конца XIX - начала XX столетия, 1930-е годы дали значительные качественные изменения в художественном косторезном промысле, обусловленные становлением новых форм жизни и культуры на Чукотке. В 1931 году в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, ставшая центром развития чукотского и эскимосского искусства.
Основными героями произведений продолжают оставаться животные. Отражение в искусстве реального мира в сочетании с фантазией сказок и мифов придавало произведениям особую поэтичность и выразительность. В изображениях медведей, зайцев, песцов, пеликенов - подчеркнутая статичность, усиленная как бы рубленым силуэтом со срезанными боковыми плоскостями.
|
Неизвестный автор. Группа зверей. 1934 г. |
Неизвестный автор. Медведь. 1930-е гг. |
Неизвестный автор. Морж. 1930-е гг. |
Собрание произведений чукотского и эскимосского искусства Сергиево-Посадского музея имеет счастливую особенность - в нем широко представлен рисунок мастеров промысла 1933-1936 годов. Это ценнейший материал для изучения сюжетной гравировки. Рисунок позволяет определить творческую индивидуальность художников, проследить, как новые тенденции воспринимались и находили отражение в творчестве Кейнитегына, Вуквола, Онно, Ренвиля, Мынора и других мастеров молодого поколения, сосредоточившихся в Уэлене. Мастера Дежнева - Рошилин, Ичель, Лейвун в своем творчестве были более традиционны.
Рошилин - художник, отличающийся своей яркой индивидуальностью. Его гравировка на кости и карандашные рисунки отмечены острой наблюдательностью, большим разнообразием сюжетов, характерных только для его творчества. Рошилин кочевал в тундре и до своих занятий косторезным делом, и будучи признанным мастером. Рисунок Рошилина профильный, плоскостной, контур лаконичный, изображения разномасштабны, разбросаны, каждая из сцен имеет композиционную завершённость.
|
Рошилин. Портсигар. 1930-е гг. |
Рошилин. Клык. (фрагмент) 1930-е гг. |
Рошилин. Охота на медведя. Таблетка. 1930-е гг. |
Рошилин. Охотничий нож в ножнах. 1930-е гг. |
Ичель - один из старейших мастеров промысла. Для Ичеля характерен крупный плоскостной рисунок, в основном, профильный, покрывающий всю поверхность клыка. Разнообразна техника гравировки: волнистой зигзагообразной линией мастер изображает оленей, моржей, яранги, вельботы; параллельными полосками, расположенными по вертикали или в клетку, украшает одежду человека, точечной гравировкой тонируются фигуры.
Лейвун происходит из семьи известных косторезов из селения Дежнева. В 1930-х годах, видимо, несколько позже других работ, Лейвуном был выполнен клык с изображением оленьей упряжки на одной стороне и селения Дежнева на другой.
Вуквол происходит из семьи потомственных косторезов. Известно несколько работ Вуквола на тему танца, праздника. В коллекции также представлены работы, выполненные Вукволом совместно с другими мастерами резьбы по кости. Произведения Вуквола, представленные в музее, дают возможность охарактеризовать его как одного из крупных талантливых чукотских художников.
|
Ичель. Клык. Фрагмент. 1930-е гг. |
Лейвун. Клык. Фрагмент. 1930-е гг. |
Аромке, Вуквол. Портсигар. 1930-е гг. |
Мынор, Вуквол, Онно, Ичель. Клык. Фрагмент. 1930-е гг. |
|