Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Золотое и серебяное дело XIV – XVII вв. (стр.1) |
Коллекция золотого и серебряного дела Сергиево-Посадского музея даёт полное представление о высоком мастерстве русских ювелиров. Основную ее часть составляют вкладные вещи, одни из которых специально выполнены для монастыря (главным образом церковная утварь), другие, как уже отмечалось, являются родовым наследственным имуществом князей, бояр и служилых землевладельцев, нередко освященным благословением прадедов и историческими преданиями. Немалая доля в таком имуществе приходилась на предметы быта, особенно на серебряные сосуды.
В состав колекции входят драгоценные оклады икон (как правило, одновременные иконописи), оправы произведений мелкой пластики, многочисленные серебряные и золотые дробницы с гравировкой, чернью, эмалями и декоративные запоны с разноцветными камнями, украшающие памятники шитья, входят составной частью в большую и разнообразную коллекцию золотых и серебряных изделий. Это иконки, панагии, кресты, ковчеги-мощевики, оклады книг, различная церковная и светская утварь - потиры, дискосы, кадила, ладаницы, подсвечники и паникадила, заздравные чаши, кубки, братины, ковши, чарки, знакомящие с высоким мастерством московских ювелиров - златокузнецов и серебряников XIV-XVII вв., с их многообразными способами обработки драгоценных металлов и приёмами украшения изделий из них.
Ценнейшая часть коллекции — произведения ранней великокняжеской Москвы XIV в. С одной стороны, они говорят о наиболее распространённых технических приёмах, а с другой - значительно обогащают представления о характере изобразительного искусства этого периода, так как почти все они украшены лицевыми изображениями. Среди них - редкий, хорошо сохранившийся литургический сосуд первой половины столетия — серебряный потир, вложенный, возможно, боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым.
Искусство гравировки характерно для Москвы середины XIV в. Нередко техника гравировки сочетается в московском искусстве XIV в. с чернью. Эти приемы использованы при выполнении креста-мощевика Семеном Золотиловым, мастером великого князя Дмитрия Ивановича Донского. На сторонах креста толстой черневой линией, проложенной между двумя резными, наведены изображения святых: на лицевой стороне -Георгий и Дмитрий (на верхнем и нижнем выступах), апостолы Петр и Павел или святые Козьма и Дамиан (на боковых выступах), Богоматерь и Иоанн Богослов (на торцевых сторонах боковых выступов); на обороте - Иоанн Златоуст и Иоанн Предтеча (на верхнем и нижнем выступах), херувимы и святые в кругах (на боковых выступах и в середине), среди которых узнается Никола с воздетыми руками.
Наряду с московскими изделиями в коллекции музея находятся представлены и ранние произведения новгородского искусства - скань, гравировка, литьё, эмальерное дело. Особый интерес представляют круглые дробницы последней четверти XIV в., украшающие епитрахиль. Они выполнены в технике новгородской выемчатой эмали, сведения о которой практически не сохранились.
|
Потир. 1-я половина XIV в. Вклад боярина Дмитрия Ивановича Годунова. |
Распятие, архидиакон Стефан, Никола, Стефан Исповедник (?). Крест-мощевик. Середина XIV в. Работа Семёна Золотилова. Лицевая сторона. Оборотная сторона. |
Апостол Пётр. Дробница. XIV в. Новгород. Деталь епитрахили XVII в. |
Изделия московских златокузнецов и серебряников XV в., хранящиеся в музее, свидетельствуют и о большом разнообразии форм предметов, и о превосходном владении мастерами многими видами ювелирной техники.Влияние иконописного стиля времени Андрея Рублева заметно в гравированных золоченых изображениях семифигурного поясного деисуса (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел) на чаше серебряного потира первой половины XV в., выполненного, возможно, троицким мастером.
Подлинными шедеврами такого искусства являются крест-мощевик с композициями Распятие - Богоматерь Оранта, ковчег-мощевик с изображением св.апостолов Петра и Павла, выполненый, скорее всего, в мастерской мастера инока Амвросия в Троицком монастыре, а так же панагия, на внешних сторонах которой исполнены Спас на престоле и Никола, а внутри -Богоматерь Знамение и Троица, повторяющая рублевский иконографический извод.
|
Потир. 20-е годы XV в. |
Распятие и Богоматерь Оранта. Крест-мощевик. Конец XV в. Лицевая сторона. Оборотная сторона. |
Ковчег-мощевик. Апостолы Пётр и Павел. 1463. Троице-Сергиев монастырь (?) |
Спас на престоле, Богоматерь Знамение, троица, Никола. Панагия. Конец XV в. Вклад по Марии Никифоровне Мирославовой. Лицевая сторона. Оборотная сторона. Внутренний вид. |
В коллекции музея находятся высокохудожественные образцы московского серебряного литья первой половины XV столетия, выполненные в Москве и в Троицком монастыре.
К первым прежде всего относится редчайший ковчег-мощевик, принадлежавший семье радонежского князя Андрея Владимировича и созданный, вероятнее всего, в период между 1410-1429 гг. На его лицевой стороне размещены три ряда литых золоченых фигур, примечательных и характером мастерства, и иконографическим составом святых. В последнем, кроме лиц, традиционно составляющих деисусную композицию, большое место занимают святые, не входящие в канон деисусного чина: святитель Андрей (епископ Критский?) и Спиридоний - во втором ряду и Евдоким, Федор, Даниил, Анастасия, Феодосия — в третьем. Одни из них (Андрей, Анастасия, Феодосия) — святые патроны князя Андрея Владимировича, его жены и дочери, другие, видимо, тоже имеют непосредственное отношение к владельцу ковчега и связаны с какими-то памятными для него событиями. Столичное искусство всегда было своеобразным ориентиром для местных художественных центров.
Очень чутко реагировали на его достижения троицкие серебряники, и в частности мастера литейного дела. Возможно, одним из них выполнена в первой четверти XV в. панагия , принадлежавшая игумену монастыря Никону. На ее лицевой створке составлена из отдельных литых фигурок и групп фигур композиция Вознесения, характерная для подобного круга московских изделий конца XIV—XV столетий. Вся сцена заключена в круг, образованный изящным жгутиком, и умело размещена в его пространстве. Мастер панагии был искуснейшим орнаменталистом. Не исключено, что с троицкими художественными мастерскими связан драгоценный оклад Евангелия конца XV в., происходящего из Николо-Песношского монастыря.
|
Деисус и святые. Ковчег-мощевик. 1410-1429 гг. Принадлежал роду Радонежских князей |
Панагия. 1-я четверть XV в. Лицевая сторона. Принадлежала игумену Никону |
Панагия. 1-я четверть XV в. Оборотная сторона. Принадлежала игумену Никону |
Евангелие. Конец XV в. Происходит из Николо-Песношского монастыря
|
|