Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Русское гончарное искусство XVIII – XX вв. (стр.1)

        Коллекция народного гончарства Сергиево-Посадского музея представляет большой интерес своим разнообразием традиционнх изделий XIX — XX века. Она сформировалась за время многолетних научных экспедиций сотрудников музея, и представлена в музее многими регионами: Витебским, Владимирским, Вологодским, Вятским, Калужским, Нижегородским, Новгородским, Петербургским, Псковским, Рязанским, Смоленским, Тверским, Ярославским, Московской областью. Горшечное производство было связано с местонахождением высококачественных гончарных глин. Для посуды XIX века использовалась обычная красная глина, повсеместно распространенная, значительно меньше — серая и синяя, и наиболее редко встречающаяся — белая.

        Особого мастерства в изготовлении требовали крупные архаичные по формам изделия: горлачи для зерна, корчаги для пива, кубы для браги, сосуды для воды, называемые «медяниками», глубокие горшки «растворники», «опарники», «блинницы» для теста, разные горшки для приготовления пищи, кубышки для льняного масла, тазы для мытья, глубокие миски и чаши для еды, блюда и сковородки. В разных областях изготовливались и всевозможные сосуды с рыльцами: кувшины для пива и кваса, «дойники», «носушки», «подаяшки» для растопленного масла, широкие и довольно низкие кисельные «латки», подвесные рукомойники с одним или двумя рыльцами. Разнообразны предметы небольших размеров: молочные кринки, так называемые, «мурашки», «кубаны», «махотки», формы для холодца «розвалки», «студеницы», сдвоенные горшки с крышками — «двоешки», в которых носили щи и кашу в поле, кашники — для приготовления каши, различные свистульки.

        Некоторые изделия имели специальное назначение. Небольшие горшочки для кутьи — «рукоятки» использовались в течение сорока дней для поминальных обрядов. Маленькие кадильницы с ладаном — «кацеи» ставились в головах покойника. Кадиленками окуривались животные в первый день выгона скота. В ритуальных кувшинчиках в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. В большом количестве употреблялись горшки во время свадебного ритуала, они разбивались в знак целомудрия невесты.
    Кувшин. Середина XIX в. Московская область
    Кувшин. Середина XIXв. Московская область
    Кувшин-жбан. Кадильница «кацея». Кувшин. XIX в Рязанская область
    Кувшин-жбан.
    Кадильница «кацея».
    Кувшин. XIXв Рязанская область
    Водосвятная чаша. Конец XIX в.  Владимирская область
    Водосвятная чаша. Конец XIXв. Владимирская область
    Горшочек. 1930-е гг. Соколов И.П. Кубышка. XIX в.  Тверская обл. Горшки «двоешки». Конец XIX  - начало XX в. Тверская обл. Кувшин. XIX в. Тверская обл.
    Горшочек. 1930-е гг.
    Соколов И.П. Кубышка. XIXв. Тверская обл.
    Горшки «двоешки». Конец XIX - начало XX в. Тверская обл.
    Кувшин. XIXв. Тверская обл.
        В разных районах вырабатывались свои локальные особенности и своеобразные приемы, несмотря на несомненное влияние Москвы, главного керамического центра русского государства с XV столетия. Удивительны по своей совершенной пластике изделия, докрасна прокаленные, с красочными поливами. Но особенно красивы черные сосуды, отливающие различными оттенками цвета. Во многих районах сохраняется высокое мастерство изготовления красноглиняных сосудов. В наиболее крупных по форме предметах ярко выявляется неповторимая красота материала. В этих сосудах, будто пронизанных огнем, единство утилитарного и художественного достигает своего полного совершенства.
    Кувшин для пива. XVIII в. Московская область
    Кувшин для пива. XVIII в. Московская область
    Корчага для пива. 1920 г. Московская область
    Корчага для пива. 1920г. Московская область
    Два кувшина.  XIX в. Ярославская область
    Два кувшина. XIXв. Ярославская область
    Корчага.  XIX в. Московская область
    Корчага. XIXв. Московская область


        Орнаментация глиняных изделий XIX века довольно архаична как по технике исполнения, так и по узорам. Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, составляют отпечатки в виде ямочек, нанесенных заостренной палочкой, зубчатым колесиком, зубьями гребенки, штампом. Свободным росчерком палочки по мягкой сырой глине наводились волнистые узоры, завитки, елочки, косые насечки, ломаные в виде зубчиков линии.

        Лаконичный орнамент из графических линий и ритмически повторяющихся лунок создавал необычайное единство с простой выразительной формой. В гончарном производстве XIX века значительно реже применялся примитивный и весьма трудоемкий способ украшения предметов лощением. Перед обжигом округлой галькой наносились простые поперечные, вертикальные и ломаные узкие полосы. Блестящие, глубоких темных тонов, они красиво выделялись на обожженной матовой поверхности.
    Горшочек. 1918 г. Владимирская обл. Кувшинчик «масленик». Вторая половина XIX в. Ленинградская обл.Кувшин XIX в. Тверская обл.
    Горшочек. 1918г. Владимирская обл.
    Кувшинчик «масленик». Вторая половина XIXв. Ленинградская обл.
    Кувшин XIXв. Тверская обл.
    Маслёнка с крышкой. Начало XX в.Вологодская обл. Корчага «медяник» для воды. 1900-е гг. Кировская обл.
    Маслёнка с крышкой. Начало XXв.Вологодская обл.
    Корчага «медяник» для воды. 1900-егг. Кировская обл.
    Кувшин. Начало XX в.Кувшин для кваса 1910 г. Кувшин. Конец XIX в.Московская область
    Кувшин. Начало XXв.
    Кувшин для кваса 1910г.
    Кувшин. Конец XIXв.Московская область
    Кувшин. Начало XX в. Банка «кубан». Конец XIX в. Московская обл.
    Кувшин. Начало XXв.
    Банка «кубан». Конец XIXв. Московская обл.




    1      2

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru