Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Живопись XVIII – XIX веков (стр.1)

        В Сергиево-Посадском музее находится небольшая, но достаточно интересная коллекция живописи, которая состоит из произведений XVIII – начала XX века, а также живописные работы сергиевопосадских художников XX - XXI веков. Состав коллекции неоднороден; в лучшей части ее прекрасные образцы портретной живописи XVIII века, различные по художественным методам и принципам портреты XIX века, редкие аллегории, пейзажные этюды XIX века, значительная часть работ современных художников – произведения с иконографией Троице-Сергиевой лавры и города, пейзажи, натюрморты и портреты.

        В музее есть полотна и неизвестных живописцев. Часть произведений создана художниками, игравшими незначительные роли в развитии русской живописи ХVIII и XIX веков; часть произведений позволяет говорить о живописной мастерской Троице-Сергиева монастыря, существовавшей с ХVIII века и закончившей свою деятельность в начале XX столетия. Коллекция живописи конца XIX-XXI вв., являющаяся логическим продолжением и завершением собраний изобразительного искусства Древней Руси и Нового времени, даёт прекрасную возможность проследить развитие художественных традиций Сергиева Посада за всё предшествующее столетие.

        Высшим достижением русской художественной культуры в XVIII и XIX вв. стал портрет. В нем воплотились поиски места и значения человека в окружающем мире, внимание к человеческой личности, новое понимание этической, гражданской и нравственной ценности человека и его внутреннего состояния. К произведениям петровского времени относится портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой (1664—1723) (Ил. 1), жены царя Иоанна Алексеевича, приписываемый кисти известного художника первой трети XVIII в. Ивана Никитича Никитина (ок. 1680— ок. 1742).

        Галерея Лавры создавалась разными художниками, как столичными, так и лаврскими. В коллекции музея находится портрет царя Иоанна Алексеевича (Ил. 2), который является погрудной копией большого портрета, созданного в конце ХVII века, находившегося в Романовской галереи Зимнего дворца. Возможно, образцом для портрета была гравюра, созданная Филиппо Джорджио Маттарнови. Многие десятилетия своей творческой жизни с Троицкой обителью и ее деятелями был связан крупнейший русский художник XVIII в. Алексей Петрович Антропов (1716— 1795). В период между 1744 и 1751 гг. он трудился над парадным портретом императрицы Елизаветы Петровны (Ил. 3), который писал для Царских чертогов по заказу Синода. В 1762 г. им написаны для Лавры коронационные портреты Петра III (Ил. 4) и Екатерины II, а в 1770—80-е годы — троицкого архимандрита и Московского митрополита Платона Левшина.
    Никитин И.Н. Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны Салтыковой. х.м. до 1716 г.
    Ил. 1
    Неизвестный художник 1-ой половины – середины XVIII в. Портрет  царя Ивана V Алексеевича. х.м. середина XVIII в.
    Ил. 2
    Антропов А.П. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. х.м. между 1744-51 гг.
    Ил. 3
    Антропов А.П. «Портрет императора Петра III» - х.м. 1762 г.
    Ил. 4
        Среди портретов венценосных особ больше всего в коллекции музея изображений Екатерины II. Это объясняется особо теплыми отношениями, существовавшими между ней и митрополитом Платоном. Он был возведен императрицей в высший духовный сан и поставлен ею законоучителем к наследнику. Среди них - превосходный по живописи, цельный и стилистически выдержанный портрет юной великой княгини Екатерины Алексеевны (Ил. 5), будущей императрицы Екатерины II. Позже, после коронации отдельные детали были переписаны: на голове появилась корона, вместо красной ленты – голубая, андреевская, цветок замене на жезл. Для галереи Архимандричьего дома Троице-Сергиевой лавры был создан ( предположительно художником Л.К. Пфандцельтом) и портрет Петра Федоровича (1728-1762) (Ил. 6), будущего императора Петра III.

        Парадный портрет великого князя Павла Петровича в рост, на котором великий князь изображен в адмиральском мундире (Ил. 7), приписывается В.Эриксену и создавался в 60-е годы ХVIII века. Портрет был подарен законоучителю наследника митрополиту Платону Левшину и украшал приемный зал его Вифанской резиденции. Есть ещё один портрет великого князя Павла Петровича (Ил. 8), который предположительно выполнен известным живописцем Жан-Луи Вуалем, датируется концом ХVIII века.
    Неизвестный художник. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Х.м. около 1758 г.
    Ил. 5
    Пфандцельт Л.К. (?) Портрет великого князя Петра Фёдоровича. Х.м. около 1758 г.
    Ил. 6
    Эриксен В.Г. Портрет цесаревича Павла Петровича. х.м. после 1768 г.
    Ил. 7
    Вуаль Жан –Луи. (?)Портрет великого князя Павла Петровича. Х.м. конец XVIII века.
    Ил. 8
        В монастырском собрании находилось значительное количество портретов настоятелей Троице-Сергиевой Лавры и других священнослужителей, большая часть которых была передана РПЦ. В музейной коллекции сохранилось лишь несколько портретов митрополита Платона, а также архимандритов Гедеона Криновского, Лаврентия Хоцятовского, Августина Виноградского и др. Почти все они написаны неизвестными художниками с разной степенью мастерства. Типичным парадным портретом из собрания Троице-Сергиевой Лавры является портрет митрополита Платона (Ил. 9), изображённого одетым в дорогие одежды и роскошную митру вклада Елизаветы Петровны 1744 года. На груди Платона две панагии, одна из которых лаврская бриллиантовая, а вторая подарена Платону в 1775 году Екатериной II и Потемкиным.

        С лаврской коллекцией связана и одна из самых ранних работ ученика А. П. Антропова Петра Дрожжина, начавшего свой творческий путь, видимо, в Троице-Сергиевой лавре, где он учился у лаврского живописца П. Казановича. Портрет архимандрита Лаврентия Хоцятовского (Ил. 10)написан в 1765 году, когда Дрождин был учеником Антропова. Следует отметить портрет архимандрита Троице-Сергиевой лавры Гедеона Криновского, созданного в мастерской ТСЛ между 1770-1775 гг. (Ил. 11)

        Среди музейной коллекции XVIII в., где, в основном, находятся портреты, выделяется картина Ф.М.Матвеева "Итальянский пейзаж» (Ил. 11), написанная в Риме на рубеже XVIII-XIX вв. В качестве пенсионера Академии Художеств, получившего большую золотую медаль, он отправился в Италию в 1779 году, но так и не смог вернуться на родину. Современники, знавшие Матвеева в Риме, высоко ценили его творчество, считая его лучшим пейзажистом своего времени.
    Неизвестный художник середины XVIII века. Мастерская ТСЛ. Портрет архиепископа Тверского и священного архимандрита Троице-Сергиевой лавры Платона Левшина. Между 1770-1775 гг. х.м.
    Ил. 9
    Дрождин П.С. Портрет архимандрита Троице-Сергиевой лавры Ходятовского. 1765 г. Х.м.
    Ил. 10
    Неизвестный художник середины XVIII века. Мастерская ТСЛ. Портрет архимандрита Троице-Сергиевой лавры Гедеона Криновского. Между 1758-1761 гг. х.м.
    Ил. 11
    Матвеев Ф.М. Итальянский пейзаж. Конец XVIII века. Х.м.
    Ил. 12




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58