Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Коллекция тканей XV – XIX вв. (стр.2) |
В XVII-XVIII вв. широкое распространение в России получили китайские ткани. Множество образцов китайской камки с традиционными узорами в виде цветов лотоса, хризантемы, цветущей сливы, свастики сохранились как детали и подкладки богослужебных облачений (Ил. 12,13,14) В собрании музея хранятся две фелони, сшитые из китайской камки, голубой и желтой, с узором в виде виноградных лоз со скачущими по ним белочками (Ил. 15,16). Из тканей с изображениями драконов, играющих огненной жемчужиной, сшиты фелонь и стихарь. На коричневом бархате стихаря, помимо драконов, вытканы и другие традиционные китайские символы: мировая скала среди волн и водорослей, цветок лотоса, тигры (Ил. 17,18,19). Драконы на обеих тканях имеют на лапах по четыре когтя, что свидетельствует об их предназначении для чиновников высокого ранга.
|
|
Славились своим качеством, великолепным узором, яркими, стойкими красками итальянские ткани. Самая ранняя итальянская ткань в собрании музея – камка первой четверти XV в., являющаяся станом фелони преподобного Никона Радонежского. На ней выткан очень характерный для итальянского текстиля узор – крупная семилепестковая «готическая роза», в ее центре - ананас и цветы гвоздики (Ил. 20) Итальянская камка была одной из самых распространенных шелковых тканей на Руси; камка использовались в качестве фонов для вышивок, шла на подкладку богослужебных облачений, пелен, покровов, из нее делали сорочки для икон (Ил. 22) Самой дорогой тканью на Руси в XVII в. был итальянской аксамит, из которого шились самые парадные одежды русских государей. В зависимости от технологии производства аксамиты делятся на петельчатые и гладкие. Гладкий аксамит использован в качестве средников воздуха и двух покровцов, вложенных в Троице-Сергиев монастырь царем Федором Алексеевичем в 1678 г. (Ил. 23)
|
|
Великолепный образец итальянского бархата представляет собой покров, вложенный княгиней А.В. Трубецкой в Троицкий монастырь на гробницу мужа, князя Д.Т. Трубецкого – видного политического деятеля эпохи Смутного времени начала XVII в. Фон и сложный растительный узор, дополненный изображениями вазонов и рогов изобилия, вытканы малиновым шелком; сочетание бархатного ворса и мелких неразрезных петель в узоре с гладким атласным фоном создает впечатление объемности и глубины (Ил. 24) Различные технологические приемы, которыми итальянские ткачи владели мастерски, позволяли им производить множество сортов бархата. У рельефных бархатов (по древнерусской терминологии «двоеморхих») узор создавался более высоким, чем на фоне, ворсом. У золотных «аксамиченных» часть узора выткана разными по толщине золотными нитями, образующими петли различной высоты (Ил. 25,26)
|
|