Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Мелкая пластика XVIII – начала XIX вв. (стр. 1) |
Собрание церковной пластики малых форм XVIII – начала XX в. является органичным продолжением коллекции средневекового периода. Однако в отличие от древней части это собрание не является исторически сложившимся комплексом, его создание – итог многолетней собирательской деятельности музея. В эпоху Нового времени объемные изображения не единожды пережи-вали официальные запреты Святейшего Синода. 12 апреля 1722 г. вышел указ императора Петра I, предписывавший в церквях «кроме малых крестов и панагий, искусной резьбой деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать». В ноябре 1832 г. император Николай I подписал новое по-становление о запрещении статуй в храмах.
Указам не противоречили запрестольные деревянные кресты с резными изображениями, символически уподоблявшиеся кресту Распятия. Такой крест был установлен, например, в 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. По сложности программы и уровню исполнения он может быть отнесен к лучшим образцам пластики малых форм XIX в.
Мелкие изделия из кости, перламутра, различных пород дерева и камня в XVIII – начале XX в. – это преимущественно евлогии, предметы, призванные напоминать христианину о посещении им святых мест. Массово изготовляемые, рассчитанные на паломников самого разного благосостояния, они, в большинстве случаев, не имеют особой материальной или художественной ценности. Хранились эти овеществленные свидетельства дальних странствий в божницах рядом с образами, передавались из поколения в поколение. На многих сохранились надписи типа: «Благословение от Гроба Господня на молитвенную и добрую память…».
В собрании Сергиево-Посадского музея - заповедника хранятся резные образа и кресты, «представляющие» многие значимые для русского человека центры православия: Палестину, Афон, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, Соловецкий монастырь, Нилову пустынь.
Крупнейшие центры как паломничества, так и сувенирного ремесла Палестины – это Иерусалим и Вифлеем. Именно из этих городов происходит большинство эффектных перламутровых иконок и крестов, находящихся в собрании музея. С Вифлеемом связана группу икон с изображением сцен Поклонения пастухов, Поклонения волхвов и Рождества Христова. Иерусалимской разработкой сюжета является изображение парящего Христа на фоне храма Вознесения, то есть соединение события и памятника, возведенного в его честь. Из Святой земли привезен также образок Иоанна Крестителя, выполненный достаточно примитивно в технике рельефной резьбы на спиле дерева.

Икона на раковине. Поклонение волхвов. Палестина. XIX в. |

Икона на раковине. Воскресение Христово. Праздники. Палестина. 1867 г. |

Икона на раковине. «Крещение». Палестина. XIX в. |

Спил оливы с изображением святого Иоанна Крестителя. Иерусалим. XIX в.
|
Наиболее интересными экземплярами коллекции представляются: панагия с вырезанными на коралле образам Спасителя в терновом венце и Богоматери в молении, наперсный крест и панагия, изготовленные полностью из перламутра специально для служения митрополита Московского Филарета (Дроздова) в Гефсиманском Успенском скиту, деревянный ажурной резьбы молебный крест конца XVIII в., принадлежавший митрополиту Московскому Платону (Левшину).
Изделия афонских мастеров, отличавшиеся виртуозной миниатюрной резьбой с едва различимыми невооруженным глазом священными изображениями, высоко ценились во всем православном мире. В собрании музея хранится несколько панагий, крестов с греческими надписями. Одна из двусторонних иконок, предположительно, была подарена митрополиту Московскому Филарету (Дроздову).
|

Панагия. Христос с предстоящими. Избранные святые и праздники. Афон. Начало XIX в |

Крест наперсный. Афон. XVII - XVIII вв. |

Икона двусторонняя. Святой Филарет Милостивый. Афон. 1860-е годы |

Иконка. Святой великомученик Федор Тирон. Киев. XIX в.
|
«Если Вы не можете собраться в Иерусалим, то милости просим к нам, в русский Святой Град!» – написал в 1869 г. А.Н. Муравьев из Киева епископу Дмитровскому Леониду (Краснопевкову). Многочисленные и разнообразные евлогии Киево-Печерской лавры «знакомили» паломников с широким кругом святых и святынь Киева. На крестах и разного размера иконках присутствуют изображения основателей Лавры - преподобных Антония и Феодосия Печерских, святой Варвары, архангела Михаила; почитаемых икон –Богоматери Печерской, Успения.
|

Иконка. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Киев. XIX в. |

Иконка. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Киев. XIX в |

Иконка. Богоматерь Печерская. Киев. XIX в.
|
|
|