Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Мелкая пластика XVIII – начала XIX вв. (стр. 1)

        Собрание церковной пластики малых форм XVIII – начала XX в. является органичным продолжением коллекции средневекового периода. Однако в отличие от древней части это собрание не является исторически сложившимся комплексом, его создание – итог многолетней собирательской деятельности музея. В эпоху Нового времени объемные изображения не единожды пережи-вали официальные запреты Святейшего Синода. 12 апреля 1722 г. вышел указ императора Петра I, предписывавший в церквях «кроме малых крестов и панагий, искусной резьбой деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать». В ноябре 1832 г. император Николай I подписал новое по-становление о запрещении статуй в храмах. Указам не противоречили запрестольные деревянные кресты с резными изображениями, символически уподоблявшиеся кресту Распятия. Такой крест был установлен, например, в 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. По сложности программы и уровню исполнения он может быть отнесен к лучшим образцам пластики малых форм XIX в.

        Мелкие изделия из кости, перламутра, различных пород дерева и камня в XVIII – начале XX в. – это преимущественно евлогии, предметы, призванные напоминать христианину о посещении им святых мест. Массово изготовляемые, рассчитанные на паломников самого разного благосостояния, они, в большинстве случаев, не имеют особой материальной или художественной ценности. Хранились эти овеществленные свидетельства дальних странствий в божницах рядом с образами, передавались из поколения в поколение. На многих сохранились надписи типа: «Благословение от Гроба Господня на молитвенную и добрую память…».

        В собрании Сергиево-Посадского музея - заповедника хранятся резные образа и кресты, «представляющие» многие значимые для русского человека центры православия: Палестину, Афон, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, Соловецкий монастырь, Нилову пустынь. Крупнейшие центры как паломничества, так и сувенирного ремесла Палестины – это Иерусалим и Вифлеем. Именно из этих городов происходит большинство эффектных перламутровых иконок и крестов, находящихся в собрании музея. С Вифлеемом связана группу икон с изображением сцен Поклонения пастухов, Поклонения волхвов и Рождества Христова. Иерусалимской разработкой сюжета является изображение парящего Христа на фоне храма Вознесения, то есть соединение события и памятника, возведенного в его честь. Из Святой земли привезен также образок Иоанна Крестителя, выполненный достаточно примитивно в технике рельефной резьбы на спиле дерева.

    Икона на раковине. Поклонение волхвов. Палестина. XIX в.
    Икона на раковине. Поклонение волхвов. Палестина. XIX в.
    Икона на раковине. Воскресение Христово. Праздники. Палестина. 1867 г.
    Икона на раковине. Воскресение Христово. Праздники. Палестина. 1867 г.
    Икона на раковине. «Крещение». Палестина. XIX в.
    Икона на раковине. «Крещение». Палестина. XIX в.
    Спил оливы с изображением святого Иоанна Крестителя. Иерусалим. XIX в.
    Спил оливы с изображением святого Иоанна Крестителя. Иерусалим. XIX в.


        Наиболее интересными экземплярами коллекции представляются: панагия с вырезанными на коралле образам Спасителя в терновом венце и Богоматери в молении, наперсный крест и панагия, изготовленные полностью из перламутра специально для служения митрополита Московского Филарета (Дроздова) в Гефсиманском Успенском скиту, деревянный ажурной резьбы молебный крест конца XVIII в., принадлежавший митрополиту Московскому Платону (Левшину).

        Изделия афонских мастеров, отличавшиеся виртуозной миниатюрной резьбой с едва различимыми невооруженным глазом священными изображениями, высоко ценились во всем православном мире. В собрании музея хранится несколько панагий, крестов с греческими надписями. Одна из двусторонних иконок, предположительно, была подарена митрополиту Московскому Филарету (Дроздову).
    Панагия. Христос с предстоящими. Избранные святые и праздники. Афон. Начало  XIX в.
    Панагия. Христос с предстоящими. Избранные святые и праздники. Афон. Начало XIX в
    Крест наперсный. Афон. XVII - XVIII вв.
    Крест наперсный. Афон. XVII - XVIII вв.
    Икона двусторонняя. Святой Филарет Милостивый. Афон. 1860-е годы.
    Икона двусторонняя. Святой Филарет Милостивый. Афон. 1860-е годы
    Иконка. Святой великомученик Федор Тирон. Киев. XIX в.
    Иконка. Святой великомученик Федор Тирон. Киев. XIX в.


        «Если Вы не можете собраться в Иерусалим, то милости просим к нам, в русский Святой Град!» – написал в 1869 г. А.Н. Муравьев из Киева епископу Дмитровскому Леониду (Краснопевкову). Многочисленные и разнообразные евлогии Киево-Печерской лавры «знакомили» паломников с широким кругом святых и святынь Киева. На крестах и разного размера иконках присутствуют изображения основателей Лавры - преподобных Антония и Феодосия Печерских, святой Варвары, архангела Михаила; почитаемых икон –Богоматери Печерской, Успения.
    Иконка. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Киев. XIX в.
    Иконка. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Киев. XIX в.
    Иконка. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Киев. XIX в.
    Иконка. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Киев. XIX в
    Иконка. Богоматерь Печерская. Киев. XIX в.
    Иконка. Богоматерь Печерская. Киев. XIX в.




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru