Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Керамика и стекло XX – XXI вв. (стр.1) |
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится около 7 000 предметов из фарфора и стекла XX-XXI вв. Эта коллекция начала формироваться музеем в 1950-е годы, когда активно шло комплектование современных народных художественных промыслов. Толчком для собирательской деятельности стало открытие в 1967 году экспозиции “Советского декоративно-прикладного искусства”. В период 1960 – 1980-х гг. образцы фарфоровых изделий и стекла поступали из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников, из Всесоюзного производственного художественного комбината, отбирались на выставках, приобретались музеем, передавались в дар от самих авторов.
Таким образом, в музее сложилась интересная коллекция керамики и стекла, включающая произведения ведущих художников. Подавляющее большинство произведений датируется 1960-ми годами. Особую ценность представляют предметы уникального, выставочного характера.
На протяжении всей истории искусства отечественного фарфора лидирующее положение занимали: Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (бывший Императорский) и два подмосковных завода: Дмитровский фарфоровый завод (бывший Гарднера) и Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» (бывший Кузнецовский). Эти предприятия являют собой две самобытные и яркие школы, обладающие своим стилем, высокой культурой работы с материалом и богатейшими традициями.
Московская ориентировалась на народную традицию, ленинградская – на идущее в русле общеевропейского развития высокопрофессиональное искусство XVIII–XIX веков. Ленинградский завод в советское время исполнял роль творческой лаборатории, в то время как подмосковные заводы были ориентированы на массовое производство.
Произведениям, выполненным на Ленинградском фарфоровом заводе свойственны тонкий художественный вкус и классическое чувство меры, их отличает чистота и мягкость форм, сочность красок и совершенство росписи.
Всеобщее признание и широкую известность завоевал чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» (форма «Тюльпан» С. Яковлевой, роспись А. Яцкевич) с изящным сине-золотым орнаментом на белоснежном фоне. Своеобразие его украшения заключалось в новом для того времени техническом приеме исполнения росписи, не кистью, как обычно, а специальным «кобальтовым карандашом». Подобно тонкому кружеву покрывают фарфор рисунки Н. Славиной. В росписи сервиза «Вечером синим» использован кобальт в сочетании с серебром. Тонкость рисунка, мастерство графики придает изысканность фарфоровому сервизу, в состав которого помимо традиционного набора предметов входят подсвечники и детали из хрусталя.
|
А.В. Воробьёвский Предметы из сервиза «Нежные цветы».1968. Ленинградский фарфоровый завод |
В.М. Жбанов. Прибор для воды «Смородина». 1964. Ленинградский фарфоровый завод |
Э.И. Еропкина. Декоративная композиция «Цирк». 1977. Ленинградский фарфоровый завод |
И.С. Олевская. Декоративная композиция «Вечером синим».1971. Ленинградский фарфоровый завод |
На Дулевском фарфоровом заводе формирование нового стиля было тесно связано с именем П.В. Леонова. Гордостью советского декоративного искусства по праву считается сервиз П.В. Леонова «Золотой олень». В радостной, жизнеутверждающе звенящей палитре, динамично построенной композиции с изображением условно решенного «древа жизни» и фигуры скачущего оленя, воплотились глубоко понятые автором традиции национальной культуры.
В 1960-е гг. одним из ведущих художников Дулевского завода становится В.К. Яснецов. Значительное место в коллекции музея занимают работы художников, пришедших на завод в 1970-80-е годы, сохраняющих и развивающих унаследованные традиции в контексте основных направлений и запросов современного искусства. Среди них работы: Н.Н. Роповой, Г.И. Соркиной, М.М. Обрубова, Г.Н. Обрубовой.
|
П.В. Леонов. Предметы из сервиза «Золотой олень». 1957. Дулёвский фарфоровый завод. г. Ликино-Дулёво |
В.И. Яснецов. Сервиз Лунная ночь. 1977 г. Дулёвский фарфоровый завод. г. Ликино-Дулёво |
Н.Н. Ропова Медовница. Сластёна». 2005. Дулёвский фарфоровый завод. г. Ликино-Дулёво |
Обрубов М.М. Яйцо пасхальное Воскресение. 1993 г. Дулёвский фарфоровый завод. г. Ликино-Дулёво |
Обрубова Г.Н. Тарелка Лукоморье. 2005 г. Дулёвский фарфоровый завод. г. Ликино-Дулёво |
Гатилова Е.И. Скульптурная композиция Мимы. 1975 г. Дулёвский фарфоровый завод. г. Ликино-Дулёво |
В основе стиля Дмитровского фарфорового завода («Вербилки») лежит орнамент, графическая линия. Отдельную группу составляют одноцветные тематические рисунки. В некоторых работах графический рисунок часто соседствует с яркой живописью. Фантастические птицы, цветы, жанровые сцены, гербы русских городов – все это находит место в декоративном украшении сервизов, подарочных комплектов, сувенирных изделий. Огромная работа велась на заводе в области формотворчества. Заметный след в художественном и бытовом фарфоре 1960-х годов оставило творчество скульпторов завода Ю.Б. Ганрио и В.Н. Ольшевского, на чьих формах выполнено большинство росписей из собрания музея.
Ю.Б.Ганрио справедливо называют родоначальником формообразования советского бытового фарфора. Одними из лучших произведений художника являются чайные сервизы «Квант» и «Матросский» отличающиеся предельным лаконизмом форм, хорошо найденным соотношением всех объемов и деталей, четким выразительным силуэтом. Оба сервиза получили вторую и соответственно третью премии на конкурсе, объявленном журналом «Декоративное искусство СССР» на создание лучшего промышленного изделия в 1971 г.
|
С.М.Орлов Скульптурная композиция. Сказка о рыбаке и рыбке. 1944 г.Дмитровский фарфоровый завод. п. Вербилки |
Е.П. Смирнов - роспись, В.Н. Ольшевский - форма. Сервиз чайный «В космос». Начало 1960-х гг. Дмитровский фарфоровый завод. п. Вербилки |
П.Е. Смирнов - роспись, Ольшевский В.Н. - форма. Сервиз чайный Ночное. Дмитровский фарфоровый завод. п. Вербилки |
К.Н. Паникова. Чайник «Народный мотив».1966. Дмитровский фарфоровый завод. п. Вербилки |
В.С. Бубнова - роспись, Ольшевский В.Н. - форма. Сервиз чайный Ручеек. 1-я пол. 1960-х гг. Дмитровский фарфоровый завод. п. Вербилки |
Ю.Б. Ганрио Сервиз чайный Квант. 1971 г. Дмитровский фарфоровый завод. п. Вербилки |
|