Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Троицкие эмали XVIII – начала XX в.

        «Финифть» в переводе с греческого – «сплав» или «блестящий камень». Так называют живописную эмаль. В первой половине XVIII в. Троице-Сергиев монастырь достиг вершины своего материального благополучия. Искусство финифти, поощряемое Петром I, освоили троицкие умельцы. Из многочисленных работ троицких художников XVIII в. сохранились, в основном, эмалевые пластины, которые украшают драгоценные вещи, хранящиеся в Ризнице Сергиево-Посадского музея-заповедника.

        Большую роль в становлении уникальной художественной школы в Троице-Сергиевом монастыре сыграл иеромонах Павел Казанович. Сам мастер своих работ не подписывал, но его руку можно определить в композиции «Троица Ветхозаветная». Под руководством Казановича троицкие мастера ездили в Санкт-Петербург учиться европейской живописи, копировали работы иностранных мастеров. Образцом троицкого искусства финифти служит оклад Евангелия 1757 г., которое украшено эмалевыми дробницами.

    Троица Ветхозаветная. 1751 г. Дробница евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)
    Троица Ветхозаветная. 1751 г. Дробница евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)
    Евангелист Марк. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)
    Евангелист Марк. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)
    Евангелист Иоанн. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)
    Евангелист Иоанн. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)
    Евангелист Лука. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)
    Евангелист Лука. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (лицевая сторона)


        Финифтяная живопись середины XVIII в. украшала драгоценные изделия монастырской работы: панагии, евангелия, лампады, митры. Митрополит Платон (Левшин) всячески поддерживал работу финифтянщиков. По его указанию началась формироваться художественная артель монастыря.
    Богоматерь Владимирская. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)
    Богоматерь Владимирская. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)
    Царь Давид. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)
    Царь Давид. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)
    Царь Манассия. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)
    Царь Манассия. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)
    Тайная вечеря. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)
    Тайная вечеря. Дробница оклада Евангелия. 1754 г. (оборотная сторона)


        С конца XVIII в. троицкое эмальерное дело постепенно начало сходить на нет, потому что торговать купленной продукцией стало выгодней, чем производить её самим. Троице-Сергиев монастырь стал закупать много финифтяной продукции из Ростова Великого. Хотя в Лавре продолжали трудиться «живописцы по финифти». Среди широкого ассортимента продукции XIX в. выделяются иконки, отличающиеся от ростовских эмалей технологическими и художественными приёмами, похожими на лаврские литографии. В этом плане интересна эмалевая иконка начала XX в. «Преподобный Серафим Саровский».


    Моление о чаше. 1750-е гг. Дробница митры.
    Моление о чаше. 1750-е гг. Дробница митры
    Несение креста. 1750-е гг. Дробница митры.
    Несение креста. 1750-е гг. Дробница митры
    Оплакивание Христа. 1750-е гг. Дробница митры
    Оплакивание Христа. 1750-е гг. Дробница митры
    Преподобный Серафим Саровский. Начало XX в.
    Преподобный Серафим Саровский. Начало XX в.
         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru