Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Русские шали XVIII - XX в. (стр.1)

    Русские тканые шали
        С конца XVIII века в России успешно развивалось производство узорных шелковых тканей и парчей, а также больших платков и шалей, подобных кашмирским. Русские шали начала XIX века по своему качеству, сложности узора и расцветки не уступали европейским, а часто их превосходили. В начале XIX века была основана и фабрика статского советника Дмитрия Аполлоновича Колокольцова в селе Ивановском Петровского уезда Саратовской губернии, существовавшая и в середине 1830-х .годов. Фабрики В.А.Елисеевой, Н.А.Мерлиной и Д.А.Колокольцова считались лучшими в стране.

        Узор шалей был двусторонним. Достигалось это применением закладной (или паласной) техники ткачества, при которой нить цветного утка переплетается с нитями основы в границах элемента узора, не доходя до края полотна. Граница элемента узора вследствие переплетения нитей фона и узора имеет сквозные отверстия. Узор на лицевой и изнаночной сторонах одинаков. Для шалей отдельно ткались кайма и середина, затем они сшивались. Показателен в этом отношении фрагмент колокольцовской шали с цветочной гирляндой из собрания музея-заповедника.


    Завеса к царским вратам. XIX в. Фрагмент. Сшита из тканых шалей.
    Завеса к царским вратам. XIX в. Фрагмент. Сшита из тканых шалей
    Фелонь. XIX в. Фрагмент. Сшита из тканой шали
    Фелонь. XIX в. Фрагмент. Сшита из тканой шали
    Шаль. 1820-1830-е гг. Фрагмент. Ткачество. Саратовская губ. Мануфактура Колокольцова Д.А.
    Шаль. 1820-1830-е гг. Фрагмент. Ткачество. Саратовская губ. Мануфактура Колокольцова Д.А.


        Первая в России шаль с затканными в один кусок с полотном каймами и углами была изготовлена на фабрике братьев Гучковых, чьи шали имели богатый узор, превосходную отделку, и как отмечали современники, были прекрасны и исполнены вкуса.

        Русские шали первой половины XIX века имеют свои стилевые особенности. Их композиционное решение четко и многообразно. Узкая узорная кайма по краю с фестончиками и гирляндами мелких цветочков, похожих на зерна жемчуга, нанизанные на нить, подчеркивают белизну фона. Чередование цветных пятен - красных, голубых, зеленых - создает спокойный ритмический строй. В первой половине XIX века была широко распространена традиционная композиция восточных орнаментальных форм с "огурцами", "бобами" и "опахалами", сочетающимися с реалистической трактовкой цветочных и растительных мотивов.
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Ткачество.
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Ткачество
    Платок. XIX в. Ткачество.
    Платок. XIX в. Ткачество.
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Ткачество.
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Ткачество.


    Русские набивные шали


        Во второй половине XIX века наряду с ручным ткачеством производство ковровых платков на жаккардовых станках принимает массовый характер.В подражание тканым шалям русские мануфактуры стали выпускать еще более дешевые - набивные. Шерстяные платки и шали до конца XIX века набивались вручную.

        Процесс набойки - сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме. В зависимости от величины платка узор разбивался на 4, 16 или 24 части. Каждая из частей узора воспроизводилась на набивной доске - деревянной форме. Для этого с рисунка, предназначенного к исполнению, „снимали кальку", то есть абрис рисунка переводился на промасленную бумагу, причем контур каждой краски делался отдельно. Рисунок прибивали гвоздиками по углам и легким перестукиванием молоточка переносили карандаш с кальки на слегка увлажненное дерево.
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка.
    Шаль. Середина XIX в. Фрагмент. Россия. Набойка
    Шаль. Середина XIX в. Фрагмент. Россия. Набойка
    Шаль. 1830-е гг. Москва. Фабрика Гучковых. Набойка
    Шаль. 1830-е гг. Москва. Фабрика Гучковых. Набойка
    Шаль. Середина XIX в. Россия.  Набойка
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка


        На первых порах набивные шали напоминали восточные ткани с „дорогами" - узорными полосами из цветочных ветвей, причудливых листьев. Почти одновременно появились и набивные шали с каймой. По-прежнему в различных вариантах использовался мотив „огурца". Из „огурцов" создавались различные комбинации: то переплетаясь, то прихотливо чередуясь, то собираясь в пучки, они заполняли почти все поле платка, образуя сплошной ковровый узор. Композиционным центром служила маленькая свободная от узора середина в виде крестчатой или звездной фигурки. Лучами расходились от нее к углам и кайме „огурцы" и „опахала". Они имели четкий контур и мельчайшую проработку деталей.

        Большие тканые шали использовались иногда в церкви в качестве завесы к царским вратам, а набивными шалями на подкладке покрывался аналой. На такие шали по центру нашивался крест из позумента. С середины XIX века в композиции из „огурцов" и „опахал" вводятся растительные мотивы - ветви, букетики, контур узора создается узкой цветочной гирляндой.
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка
    Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка
    Шаль. Вторая половина XIX в. Россия. Набойка
    Шаль. Вторая половина XIX в. Россия. Набойка
    Шаль. Вторая половина XIX в. Фрагмент. Россия. Набойка
    Шаль. Вторая половина XIX в. Фрагмент. Россия. Набойка
    Шаль.  Середина XIX в. Калужская губ. Фабрика Александрова И.А. Набойка
    Шаль. Середина XIX в. Калужская губ. Фабрика Александрова И.А. Набойка




    1      2

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru