Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Русские шали XVIII - XX в. (стр.1)
Русские тканые шали |
С конца XVIII века в России успешно развивалось производство узорных шелковых тканей и парчей, а также больших платков и шалей, подобных кашмирским. Русские шали начала XIX века по своему качеству, сложности узора и расцветки не уступали европейским, а часто их превосходили. В начале XIX века была основана и фабрика статского советника Дмитрия Аполлоновича Колокольцова в селе Ивановском Петровского уезда Саратовской губернии, существовавшая и в середине 1830-х .годов. Фабрики В.А.Елисеевой, Н.А.Мерлиной и Д.А.Колокольцова считались лучшими в стране.
Узор шалей был двусторонним. Достигалось это применением закладной (или паласной) техники ткачества, при которой нить цветного утка переплетается с нитями основы в границах элемента узора, не доходя до края полотна. Граница элемента узора вследствие переплетения нитей фона и узора имеет сквозные отверстия. Узор на лицевой и изнаночной сторонах одинаков. Для шалей отдельно ткались кайма и середина, затем они сшивались. Показателен в этом отношении фрагмент колокольцовской шали с цветочной гирляндой из собрания музея-заповедника.
|
Завеса к царским вратам. XIX в. Фрагмент. Сшита из тканых шалей |
Фелонь. XIX в. Фрагмент. Сшита из тканой шали |
Шаль. 1820-1830-е гг. Фрагмент. Ткачество. Саратовская губ. Мануфактура Колокольцова Д.А. |
Первая в России шаль с затканными в один кусок с полотном каймами и углами была изготовлена на фабрике братьев Гучковых, чьи шали имели богатый узор, превосходную отделку, и как отмечали современники, были прекрасны и исполнены вкуса.
Русские шали первой половины XIX века имеют свои стилевые особенности. Их композиционное решение четко и многообразно. Узкая узорная кайма по краю с фестончиками и гирляндами мелких цветочков, похожих на зерна жемчуга, нанизанные на нить, подчеркивают белизну фона. Чередование цветных пятен - красных, голубых, зеленых - создает спокойный ритмический строй. В первой половине XIX века была широко распространена традиционная композиция восточных орнаментальных форм с "огурцами", "бобами" и "опахалами", сочетающимися с реалистической трактовкой цветочных и растительных мотивов.
|
Шаль. Середина XIX в. Россия. Ткачество |
Платок. XIX в. Ткачество. |
Шаль. Середина XIX в. Россия. Ткачество. |
Русские набивные шали
Во второй половине XIX века наряду с ручным ткачеством производство ковровых платков на жаккардовых станках принимает массовый характер.В подражание тканым шалям русские мануфактуры стали выпускать еще более дешевые - набивные. Шерстяные платки и шали до конца XIX века набивались вручную.
Процесс набойки - сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме. В зависимости от величины платка узор разбивался на 4, 16 или 24 части. Каждая из частей узора воспроизводилась на набивной доске - деревянной форме. Для этого с рисунка, предназначенного к исполнению, „снимали кальку", то есть абрис рисунка переводился на промасленную бумагу, причем контур каждой краски делался отдельно. Рисунок прибивали гвоздиками по углам и легким перестукиванием молоточка переносили карандаш с кальки на слегка увлажненное дерево.
|
Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка. |
Шаль. Середина XIX в. Фрагмент. Россия. Набойка |
Шаль. 1830-е гг. Москва. Фабрика Гучковых. Набойка |
Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка |
На первых порах набивные шали напоминали восточные ткани с „дорогами" - узорными полосами из цветочных ветвей, причудливых листьев. Почти одновременно появились и набивные шали с каймой. По-прежнему в различных вариантах использовался мотив „огурца". Из „огурцов" создавались различные комбинации: то переплетаясь, то прихотливо чередуясь, то собираясь в пучки, они заполняли почти все поле платка, образуя сплошной ковровый узор. Композиционным центром служила маленькая свободная от узора середина в виде крестчатой или звездной фигурки. Лучами расходились от нее к углам и кайме „огурцы" и „опахала". Они имели четкий контур и мельчайшую проработку деталей.
Большие тканые шали использовались иногда в церкви в качестве завесы к царским вратам, а набивными шалями на подкладке покрывался аналой. На такие шали по центру нашивался крест из позумента. С середины XIX века в композиции из „огурцов" и „опахал" вводятся растительные мотивы - ветви, букетики, контур узора создается узкой цветочной гирляндой.
|
Шаль. Середина XIX в. Россия. Набойка |
Шаль. Вторая половина XIX в. Россия. Набойка |
Шаль. Вторая половина XIX в. Фрагмент. Россия. Набойка |
Шаль. Середина XIX в. Калужская губ. Фабрика Александрова И.А. Набойка |
|