Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Печатная графика XVIII – XIX вв. (стр.1)
|
В Сергиево-Посадском музее хранится небольшая коллекция рус-ской и западно-европейской гравюры, включающая произведения, начиная с XVII в. и кончая предреволюционным десятилетием XX в.Основу графической коллекции составляют гравюры, литографии и рисунки, происходящие из иконописной и литографской мастерских, а также из различных покоев Троице-Сергиевой лавры, скитов и монастырей, находившихся вблизи обители. В годы деятельности музея коллекция пополнилась различными памятниками, поступавшими и от учреждений культуры, и от частных лиц. В 1930 г. в коллекцию графики были включены печатные и рисованные экспонаты поступившей в Загорский историко-художественный музей разнообразной коллекции частного музея профессора А.А. Александрова.
Значительная часть произведений представляет литографскую мастерскую Троице-Сергиевой Лавры, работавшую с 1843 по 1910 гг. В ее издательской программе можно выделить несколько тем: образ Сергия Радонежского, историко-археологическая и историко-хронологическая темы, образ Лавры и монастырская ведута, иконный образ. Образ преподобного Сергия Радонежского, который в XIX веке начал широко разрабатываться в графике, стал главной темой в деятельности литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры.
Важнейшей среди изданий о преподобном Сергии стала серия картин «Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского», выходившая на протяжении десятков лет, вплоть до закрытия мастерской. Картины о жизни первого игумена Троицкой обители стали новым решением традиционного образа святого. Сюжеты отбирали из литературного жития, комментарий из которого сопровождал каждый лист. В серийном решении житийной темы произошло сочетание приемов разных уровней изобразительной культуры: светской академической картины, изданий для народа, традиционных иконописных образов. Для создания эффекта картинности литографий усилен бытовой аспект трактовки сюжетов.
|
Ил.1 - Преподобный Сергий благословляет на битву великого князя Дмитрия Донского. 1866 г. Неизв. литограф. Троице-Сергиева лавра. Литография
Ил.2 - Посещение Богоматери Сергия Радонежского . 1868 г. Неизв. литограф по рис. И.С. Болдырева. Троице-Сергиева лавра. Литография
Ил.3 - И.И. Старченков. Преподобный Сергий исцеляет отрока от глазной болезни. 1868 г. Троице-Сергиева лавра. Литография
Ил.4 - М. Гадалов. Приобщение Святых Тайн преподобным Сергием. 1858 г. Троице-Сергиева лавра. Литография
Среди разнообразия сюжетных тем, использовавшихся в творческой работе мастеров литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры, значительное место занимала историческая тематика. Наиболее популярны были литографированные картины, показывающие знаменитое «троицкое сиденье» 1608 – 1610 гг., которые начали выпускать в 1850 году. В соответствии с понятием исторической героики сюжеты черпали из «Сказания Авраамия Палицына» об осаде Троицкого монастыря в Смутное время.
В 1865 - 1867 гг. вся серия была заново литографирована. Отбор сюжетов был направлен не только на раскрытие героических событий («Приступ 13 октября»
«Вылазка за дровами»), но и событий, связанных с чудесными явлениями спасения и защиты благодаря вмешательству небесных сил («Освящение стен», «Вылазка 9 ноября», «Вылазка за скотом»).
|
Ил.5 - Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608 г. Чудо освящения стен. 1865 г. Неизв.литограф по рис. Н.Мономахова
Ил.6 - Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608 г. Осада монастыря 13 октября. 1865 г. Неизв.литограф по рис. Н.Мономахова
Ил.7 - Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608 г. Взрыв подкопа 9 ноября. 1865 г. Неизв.литограф по рис. Н.Мономахова
Ил.8 - Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608 г. Вылазка за дровами. 1865 г. Неизв.литограф по рис. Н.Мономахова
|