I. Архитектурный ансамбль (описание)
II. Архитектурный ансамбль (схема)
|
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры и его реставрация
|
История Троице-Сергиевой Лавры и ее архитектурного ансамбля тесно связана с историей нашей страны. В различные исторические периоды в соответствии с духом времени здесь сосуществовали и гармонично дополняли друг друга разнообразные культурные формы. В эпоху Средневековья – это крупнейший в России монастырь. В Новое время, с организацией на его территории семинарии и Духовной Академии, он становится еще и образовательным центром, занимается изучением и сохранением уникального национального достояния. В настоящее время на территории монастыря в здании Ризницы и Наместничьих покоев, построенных в XVIII веке, располагаются экспозиции Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, представляющие историческую часть коллекции.
Начиная с 1920 года, времени организации музея, в Лавре были широко развернуты реставрационные работы. Уже с первых лет ими занимались лучшие специалисты: П.Д. Сухов, П.Д. Барановский, А.В. Щусев и другие. Благодаря их работе многие памятники были выведены из аварийного состояния, и это позволило объявить в 1940 году весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры архитектурным заповедником. При музее был организован строительный участок ремонтно-восстановительных работ, специалистов для которого готовило существовавшее здесь же художественное училище с трехлетней программой обучения.
Проекты реставрации памятников всегда являлись результатом большой исследовательской работы. С 1938 года ими руководил И.В. Трофимов, автор Генерального плана работ по памятникам на 1939-1951 гг. В 1963 году архитектором В.И. Балдиным совместно с авторским коллективом Центральных Научно-Реставрационных мастерских на основе архивных изысканий и натурных исследований была создана целостная программа восстановления монастырского комплекса, в основном, завершенная к к началу 1990-х гг. В 1991 году сотрудниками музея был подготовлен пакет научно-технической документации для включения архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в почетный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, что и произошло в 1993 году. Это событие означало признание мировой общественностью не только исключительного историко-культурного значения ансамбля, но и успешного проведения реставрационных работ.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры можно назвать «музеем истории на месте ее действия». Он объединяет памятники культо¬вого и гражданского зодчества, в ярких и типичнейших образцах которого представлены все периоды развития русской архитектуры с XV по XVIII век.
О древнейшем облике монастыря, основанного в 1340-е гг., известно очень мало. Епифаний Премудрый, составивший в начале XV века жизнеописание (житие) Сергия Радонежского, рассказывал о том, что в глухом лесу, на холме Маковец, у слияния речки Кончуры с лесным ручьем Вондюгой, века основатель монастыря Сергий вместе с братом срубили келью и небольшую деревянную церковь в честь Троицы. После введения общежитийного устава, предусматривавшего определенный строй жизни, монастырь получил вид небольшого городка, состоящего из прямоугольника келий, обращенных окнами на площадь, где возвышалась церковь, трапезная и поварня. Все здания были обнесены тыном (оградой) с церковью над главным входом. «Четверообразную» планировку Троицкий монастырь сохранил в течение всего последующего времени.
В 1408 году при преемнике Сергия Никоне деревянный монастырь был дотла сожжен татарским ханом Едигеем, предпринявшим очередной опустошительный поход на Москву и ее окрестности.
|
|