Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Коллекция тканей XV – XIX вв. (стр.3) |
Французский текстиль начал появляться в России с середины XVII в. и вскоре занял ведущие позиции среди иностранных тканей, ввозимых в Россию. Коллекция французских тканей - одна из самых многочисленных в собрании музея. Наиболее ранние французские шелковые ткани в собрании музея датируются концом XVII – началом XVIII в. Прекрасным образцом французского штофа является ткань коронационного платья императрицы Анны Иоанновны, в котором она «вступала на всероссийский престол в Москве в 1730 г.». Платье Анна Иоанновна вложила в Троицкий монастырь, и здесь из него выполнили три фелони – станы двух из них были сшиты из серебряного штофа, стан третьей - из белой серебряной струйчатой объяри, которая служила подкладкой коронационного платья. В неизменном виде дошли две фелони – из штофа и из объяри. Третья фелонь имела самое роскошное среди Троицких облачений оплечье, украшенное жемчугом и драгоценными камнями. Но уже при императрице Елизавете Петровне штоф коронационного платья заменили на великолепную «новомодную» французскую парчу, при Екатерине II и оплечье стало парчовым (Ил. 27,28,29)
|
|
Из французской парчи с узором в виде букетов цветов, перевязанных лентой, выполнены станы двух фелоней и стихаря – комплекта парадных облачений Троице-Сергиевой лавры середины XVIII в., на оплечьях которых жемчугом вынизан вензель Лавры – латинские буквы «TSL» (Ил. 30) Композиционное построение узора этой парчи очень характерно для французского текстиля середины XVIII в. – узор расположен на полотнище ткани двумя параллельными волнистыми полосами, идущими в вертикальном направлении. По этой же схеме построен узор и серебряной парчи, из которой выполнены стан фелони и епитрахиль. На ткани «в две дороги» расположены пышные гирлянды из цветов, плодов и листвы; за ними, на втором плане, помещен архитектурный пейзаж – дворец с балюстрадой, фонтанами, кипарисами и мостом, в пролетах которого виднеются маленькие лодочки под парусами. Фон ткани разработан мелкими геометрическими фигурами, создающими впечатление ряби на воде (Ил. 31,32)
|
|
Ко второй половине XVIII в. относится французская парча – серебряный гродетур, из которой был изготовлен комплект священнических облачений, - на малиновом фоне в мелкий горизонтальный рубчик пряденой и сканной серебряными нитями выткан плотный узор из параллельных круто изгибающихся стеблей с крупными цветами. Гродетур за несколько десятилетий использования облачений в Троицком монастыре обветшал, поэтому сохранился лишь на стане одной фелони и в виде фрагментов – на нескольких епитрахилях и набедреннике.(Ил. 33)
В собрании Сергиево-Посадского музея хранится большой омофор, происходящий из Спасо-Вифанского монастыря и, возможно, принадлежавший его основателю – митрополиту Московскому Платону. Омофор был выполнен во второй половине XVIII в. из разрезанной на две части продольной половины широкого слуцкого пояса, первоначально использовавшегося как архиерейский кушак. Широкие парчовые пояса-кушаки являлись принадлежностью костюма шляхтича в Речи Посполитой, но иранские пояса были очень дороги. В середине XVIII в. в белорусском Слуцке и еще в нескольких городах начали производить пояса в подражание персидским. Слуцкие «персиарни» (мастерские по изготовлению «персидских» поясов) прославились наиболее широко, поэтому и пояса получили общее наименование слуцких (Ил. 34)
Самые ранние российские шелковые ткани в собрании музея датируются серединой XVIII в. Одна из них является станом фелони из ризницы архимандрита Троице-Сергиевой лавры Лаврентия Хоцятовского. Рисунок парчи, расположенный на золотом фоне двумя «дорогами», - крупные букеты роз, перевязанные лентами, - повторяет французский принцип построения узора середины XVIII в. (Ил. 35) В конце XVIII – начале XIX в. в России получили широкое распространение как французские, так и российского производства ткани «каннеле» (cannelle (фр.) – желоб): их фон заткан широкими горизонтальными рубчиками.
|
|