Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. (стр.1)

        Собрание хлопчатобумажных платков конца XIX — начала XX вв. Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника принадлежит к числу наиболее полных в России. Оно насчитывает более 300 предметов, дающих представление о деятельности и художественных возможностях ведущих центров ситценабивного производства Москвы и Владимирской губернии. Особую ценность имеют платки с печатными клеймами, позволяющими установить место, а иногда и время их изготовления. Это изделия Московских фабрик А. Гюбнера, П. Котова, товариществ Трехгорной и Даниловской мануфактур, принадлежавших Барановым, Посылиным, Рубачевым и др.

        Хлопконабивное дело в России стало укореняться со 2-й половины XVIII столетия в связи с развитием текстильной промышленности. Самые крупные заведения были построены во Владимирской, Московской и Петербургской губерниях. Изготавливались они вручную: на индийский или английский миткаль деревянными досками — "манерами" набивали рисунок. Русские ситцы и платки не только пользовались неизменным успехом в своей стране, но и получали многочисленные призы и награды на международных выставках, где их создатели удостаивались особых отличий.

        Одной из самых крупных фабрик конца XIX — начала XX вв. была Трехгорная мануфактура, основанная в 1799 г. В. И. Прохоровым и Ф. И. Резановым. Среди разнообразного ассортимента Прохоровской мануфактуры значительное место занимали платки и шали. Их изготовление с момента основания производства и до начала XX в. было преимущественно ручным. На большинстве изделий, как правило, "классическое" размещение орнамента: широкая, с пышной цветочной гирляндой кайма, большой средник с ритмически уравновешенными букетами или веточками, создающими ощущение некоторой статичности узора.

        Изделия дореволюционной Трехгорки отличались высоким художественным вкусом, для них были характерны гармоничное и уравновешенное соотношение форм и ритмов цветочного орнамента, отсутствие пестроты и крикливости в его расцветках.
    Платок. До 1874 г. Москва. Прохоровская Трехгорная мануфактура
    Платок. До 1874 г. Москва. Прохоровская Трехгорная мануфактура
    Платок. Конец XIX — начало XX вв. Москва. Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры
    Платок. Конец XIX — начало XX вв. Москва. Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры
    Шаль. 1854 г. Москва. Фабрика Прохоровых
    Шаль. 1854 г. Москва. Фабрика Прохоровых
        Самую обширную группу из 140 предметов составляют платки Троицко-Александровской мануфактуры Барановых, находившейся в с. Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии. Она ведет свою историю с 1846 г., когда И. Ф. Баранов построил фабрику, на которой производилось крашение кумача, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный "адрианопольский" цвет.

        Многокрасочные растительные узоры занимали основное место в орнаментации изделий Троицко-Александровской мануфактуры. Они предельно обобщены, условны и решены графически плоскостно. Красный цвет, присутствуя в каждом элементе узора, объединял средник и кайму, фон и орнамент. Наряду с растительными узорами на барановских платках присутствуют геометрические и восточные ("огуречные") мотивы.

        В целом на кумачевых барановских платках сохранялись узоры, характерные для народных набивных тканей XIX в. Как при ручной, так и при усовершенствованной, механической печати они продолжали использоваться вплоть до 1920-х гг.
    Платки. Конец XIX — начало XX вв. Владимирская губ. Александровский у. с. Карабаново. Товарищество мануфактур Барановых
    Платки. Конец XIX — начало XX вв. Владимирская губ. Александровский у. с. Карабаново. Товарищество мануфактур Барановых
    Фрагменты платков. Конец XIX - начало XX вв. Владимирская губ. Александровский у. с. Струнино. Товарищество Соколовской мануфактуры А.Баранова
    Фрагменты платков. Конец XIX - начало XX вв. Владимирская губ. Александровский у. с. Струнино. Товарищество Соколовской мануфактуры А.Баранова
    Платок. Конец XIX - начало XX вв. Владимирская губ. Александровский у. с. Карабаново. Товарищество мануфактур Барановых
    Платок. Конец XIX - начало XX вв. Владимирская губ. Александровский у. с. Карабаново. Товарищество мануфактур Барановых
        Еще одним известным центром по изготовлению хлопчатобумажных платков была Шуя, где с конца XVIII в. существовало ткацко-набивное заведение, принадлежавшее купцам Посылиным. В 1841 г. произошел раздел имущества Посылиных, что привело к образованию двух самостоятельных производств: Степана Ивановича и Алексея Ивановича Посылиных. Хотя именно на мануфактуре Посылиных впервые появилась пирротина, но в обоих заведениях до 1920-х гг. сохраняется ручная набойка платков.

        В собрании музея хранится коллекция посылинских платков из 37 предметов, выполненных ручным способом. Они характеризуются, прежде всего, разнообразием цветового и композиционного решений.
    Фрагмент выставки Русские ситцевые платки  ХIХ - нач.ХХ вв. 1994 г.
    Фрагмент выставки Русские ситцевые платки ХIХ - нач.ХХ вв. 1994 г.
    Платок. Начало XX в. Владимирская губ. г. Шуя. Фабрика А. Посылина
    Платок. Начало XX в. Владимирская губ. г. Шуя. Фабрика А. Посылина
    Платок. Конец XIX в. Владимирская губ. г. Шуя. Мануфактура С. Посылина
    Платок. Конец XIX в. Владимирская губ. г. Шуя. Мануфактура С. Посылина
    Платки. Конец XIX — начало XX вв. Владимирская губ. г. Шуя. Товарищество мануфактуры С. Посылина
    Платки. Конец XIX — начало XX вв. Владимирская губ. г. Шуя. Товарищество мануфактуры С. Посылина




    1      2

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru