Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Лицевое и орнаментальное шитьё XIV – XIX вв. (стр.1)

    Большое место в собрании древнего искусства музея принадлежит коллекции лицевого и орнаментального шитья XV-XVII вв. В сравнении с другими подобными собраниями она невелика - немного более двухсот произведений. Но по своему историко-художественному значению она, по существу, не имеет себе равных. Исторически сложившаяся в Троице-Сергиевом монастыре, она представлена в основе своей точно датированными подписными произведениями, связанными с ведущими московскими мастерскими и дающими представление о развитии этого искусства на протяжении трех столетий. Коллекция включает разнообразные произведения с изобразительными сюжетами и орнаментальными композициями, вышитые разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями, жемчугом. Они знакомят с интересной и своеобразной областью художественного творчества средневековой Руси, перекликающегося во многом и с высоким искусством иконописи, и с искусством народным.

    Произведения лицевого и орнаментального шитья высоко ценились и бережно хранились, о чем говорят многочисленные вклады шитых вещей в крупные монастыри.Наряду с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов церковные сосуды, шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом подвесные пелены, покровы, плащаницы. Образцы лицевого и орнаментального шитья производились в мастерских, получивших название "светлицы", где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Обычно возглавляла "светлицу" хозяйка дома - боярыня, княгиня, царица, нередко сама искусная в рукоделии. Ведущее положение среди таких мастерских с XV в. занимали московские великокняжеские "светлицы", с середины XVI в. ставшие называться "царицыными светличными палатами". Особенной полнотой и цельностью отличается коллекция лицевого шитья первой половины XV-начала XVI в. Это время ознаменовано на Руси расцветом иконописи, вызванным общим культурным возрождением русских земель. Её ведущая роль определила влияние изобразительного начала в произведениях шитья.

    Лицевое шитье

    Большое место в экспозиции музея занимают произведения лицевого шитья: разнообразные подвесные пелены под иконы, большие и малые плащаницы, покровы на гробницы, покровцы на церковные сосуды и многие другие. Произведения шитья XV века, этого периода немногочисленны, и те образцы, которые хранятся в Сергиево-Посадском музее, заслуживают особого рассмотрения. Они в значительной степени дополняют представление об иконописи XV века, известной в основном по времени Андрея Рублева и Дионисия, стоявших во главе московской художественной школы в начале и конце столетия.

    Особую ценность в коллекции представляют памятники первой половины XV - начала XVI в. Это время ознаменовано на Руси расцветом иконописи, которая повлияла на усиление изобразительного начала и в произведениях шитья. Однако иные материал и техника накладывали отпечаток своеобразия на произведения шитья. Выполнявшиеся стежками разноцветных шелковых, золотых и серебряных нитей на тканях с заранее определенным цветом и фактурой, они отличались всегда подчеркнутой декоративностью.Самый ранний памятник коллекции относится к началу столетия. Это плащаница "Положение во гроб", получившая название "голубой" по цвету своего фона. Центральным памятником московского шитья XV в. является покров "Сергий Радонежский" , создание которого было связано, по всей вероятности, с канонизацией троицкого игумена в 1422 г. К первой половине XV в. относится целый ряд небольших подвесных пелен с изображениями различных христианских праздников.
    Плащаница. Положение во гроб. Начало XV в.
    Плащаница. Положение во гроб. Начало XV в.
    Сергий Радонежский. Покров. 20-е годы XV в.
    Сергий Радонежский. Покров. 20-е годы XV в.
    «Се агнец». Воздух, 1-я половина XV в.
    «Се агнец». Воздух, 1-я половина XV в.
        Произведения шитья XV века можно охарактеризовать как образцы живописного стиля, так как основная выразительность этих произведений достигалась локальными цветами разноцветного шелка, которым застилали определенные плоскости изображения, как красками в живописи. Иногда использовались шелка одного цвета, но разных тонов, служившие одним из средств моделировки фигур. При этом вышивальщицы применяли и особую технику шитья, так называемый „атласный" шов и шов „в раскол", когда иглой как бы раскалывалась нить предыдущего стежка, чем достигалась особенная плотность и прочность шитья.

        К числу замечательных московских памятников середины второй половины XV в. относятся небольшие по размеру: "Распятие с избранными святыми", "Троица с праздниками", "Погребение Анны". Сударь "Распятие с избранными святыми", вероятно, происходит из великокняжеской Мастерской. Художник, выполнявший рисунок для Троицыа с праздниками", безусловно, находился под впечатлением образов Андрея Рублёва. Все произведения отмечены тонкостью художественного вкуса вышивальщиц, прекрасно согласовавших характер шитья разноцветными шелками с нежной фактурой шелковой тафты. Введение золотых нитей довершает впечатление изящества и изысканности.
    Распятие с избранными святыми. Сударь. Середина XV в.
    Распятие с избранными святыми. Сударь. Середина XV в.
    Погребение Анны. Пелена. 2-я половина XV в.
    Погребение Анны. Пелена. 2-я половина XV в.
    Троица с праздниками. Сударь. 2-я половина XV в.
    Троица с праздниками. Сударь. 2-я половина XV в.
        Конец XV - первая четверть XVI в. представлены в коллекции целым рядом выдающихся произведений. Среди них и широко известные, точно датированные памятники великокняжеских мастерских, и безымянные шедевры светлиц московских бояр и служилых людей. В этих произведениях можно проследить эволюцию этого вида искусства сохранявшего лучшие традиции предшествующего времени. Здесь больше, чем прежде, применялось шитье золотными и серебряными нитями, усложнялась и совершенствовалась техника шитья, активнее применялось украшение жемчугом и драгоценными камнями. Многие произведения шитья воспринимаются уже не только как живописные полотна, но и как декоративные и драгоценные вещи. Мастера умели применять золото, серебро и самоцветы, подчиняя эти материалы прежде всего художественным задачам.





    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru