Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Лицевое и орнаментальное шитьё XIV – XIX вв. (стр.1)
|
Большое место в собрании древнего искусства музея принадлежит коллекции лицевого и орнаментального шитья XV-XVII вв. В сравнении с другими подобными собраниями она невелика - немного более двухсот произведений. Но по своему историко-художественному значению она, по существу, не имеет себе равных. Исторически сложившаяся в Троице-Сергиевом монастыре, она представлена в основе своей точно датированными подписными произведениями, связанными с ведущими московскими мастерскими и дающими представление о развитии этого искусства на протяжении трех столетий. Коллекция включает разнообразные произведения с изобразительными сюжетами и орнаментальными композициями, вышитые разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями, жемчугом. Они знакомят с интересной и своеобразной областью художественного творчества средневековой Руси, перекликающегося во многом и с высоким искусством иконописи, и с искусством народным.
Произведения лицевого и орнаментального шитья высоко ценились и бережно хранились, о чем говорят многочисленные вклады шитых вещей в крупные монастыри.Наряду с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов церковные сосуды, шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом подвесные пелены, покровы, плащаницы.
Образцы лицевого и орнаментального шитья производились в мастерских, получивших название "светлицы", где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Обычно возглавляла "светлицу" хозяйка дома - боярыня, княгиня, царица, нередко сама искусная в рукоделии. Ведущее положение среди таких мастерских с XV в. занимали московские великокняжеские "светлицы", с середины XVI в. ставшие называться "царицыными светличными палатами". Особенной полнотой и цельностью отличается коллекция лицевого шитья первой половины XV-начала XVI в. Это время ознаменовано на Руси расцветом иконописи, вызванным общим культурным возрождением русских земель. Её ведущая роль определила влияние изобразительного начала в произведениях шитья.
Лицевое шитье
Большое место в экспозиции музея занимают произведения лицевого шитья: разнообразные подвесные пелены под иконы, большие и малые плащаницы, покровы на гробницы, покровцы на церковные сосуды и многие другие. Произведения шитья XV века, этого периода немногочисленны, и те образцы, которые хранятся в Сергиево-Посадском музее, заслуживают особого рассмотрения. Они в значительной степени дополняют представление об иконописи XV века, известной в основном по времени Андрея Рублева и Дионисия, стоявших во главе московской художественной школы в начале и конце столетия.
Особую ценность в коллекции представляют памятники первой половины XV - начала XVI в. Это время ознаменовано на Руси расцветом иконописи, которая повлияла на усиление изобразительного начала и в произведениях шитья. Однако иные материал и техника накладывали отпечаток своеобразия на произведения шитья. Выполнявшиеся стежками разноцветных шелковых, золотых и серебряных нитей на тканях с заранее определенным цветом и фактурой, они отличались всегда подчеркнутой декоративностью.Самый ранний памятник коллекции относится к началу столетия. Это плащаница "Положение во гроб", получившая название "голубой" по цвету своего фона. Центральным памятником московского шитья XV в. является покров "Сергий Радонежский" , создание которого было связано, по всей вероятности, с канонизацией троицкого игумена в 1422 г. К первой половине XV в. относится целый ряд небольших подвесных пелен с изображениями различных христианских праздников.
|
Плащаница. Положение во гроб. Начало XV в. |
Сергий Радонежский. Покров. 20-е годы XV в. |
«Се агнец». Воздух, 1-я половина XV в.
|
Произведения шитья XV века можно охарактеризовать как образцы живописного стиля, так как основная выразительность этих произведений достигалась локальными цветами разноцветного шелка, которым застилали определенные плоскости изображения, как красками в живописи. Иногда использовались шелка одного цвета, но разных тонов, служившие одним из средств моделировки фигур. При этом вышивальщицы применяли и особую технику шитья, так называемый „атласный" шов и шов „в раскол", когда иглой как бы раскалывалась нить предыдущего стежка, чем достигалась особенная плотность и прочность шитья.
К числу замечательных московских памятников середины второй половины XV в. относятся небольшие по размеру: "Распятие с избранными святыми", "Троица с праздниками", "Погребение Анны". Сударь "Распятие с избранными святыми", вероятно, происходит из великокняжеской Мастерской. Художник, выполнявший рисунок для Троицыа с праздниками", безусловно, находился под впечатлением образов Андрея Рублёва. Все произведения отмечены тонкостью художественного вкуса вышивальщиц, прекрасно согласовавших характер шитья разноцветными шелками с нежной фактурой шелковой тафты. Введение золотых нитей довершает впечатление изящества и изысканности.
|
Распятие с избранными святыми. Сударь. Середина XV в. |
Погребение Анны. Пелена. 2-я половина XV в. |
Троица с праздниками. Сударь. 2-я половина XV в.
|
Конец XV - первая четверть XVI в. представлены в коллекции целым рядом выдающихся произведений. Среди них и широко известные, точно датированные памятники великокняжеских мастерских, и безымянные шедевры светлиц московских бояр и служилых людей. В этих произведениях можно проследить эволюцию этого вида искусства сохранявшего лучшие традиции предшествующего времени. Здесь больше, чем прежде, применялось шитье золотными и серебряными нитями, усложнялась и совершенствовалась техника шитья, активнее применялось украшение жемчугом и драгоценными камнями. Многие произведения шитья воспринимаются уже не только как живописные полотна, но и как декоративные и драгоценные вещи. Мастера умели применять золото, серебро и самоцветы, подчиняя эти материалы прежде всего художественным задачам.
|
|