Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Народная одежда в собрании музея (стр.1)

        Коллекция народной одежды занимает в собрании Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника значительное место. Она включает в свой состав, как отдельные предметы, так и полные комплексы повседневного, праздничного и обрядового костюма русского народа, народов Сибири, Дальнего Востока. В основном, коллекция датируется рубежом ХIХ – ХХ веков, в то же время целый ряд экспонатов относится к середине, 2-ой половине ХIХ в. (головные уборы, украшения).

        Особенностью коллекции является то, что большая часть произведений была привезена из экспедиционных обследований, проводившихся несколькими поколениями научных сотрудников, начиная с 1950-ых годов и по настоящее время. О.В. Круглова и Л.Э. Калмыкова пополнили собрание экспонатами с Русского Севера, Северо-Запада и Верхневолжья Европейской России; В.М. Жигулева, Л.М. Зайцева, Г.В. Соколова с территорий, расположенных южнее Москвы, С.В. Горожанина – из Приуралья и Нижегородского Заволжья. Собранные материалы о времени и месте создания, особенностях изготовления, соединения в ансамбли позволяют раскрыть роль и значение каждого предмета в том пласте народной художественной культуры, из которого он был изъят во время экспедиций.

        Небольшое количество предметов одежды поступило в Сергиево-Посадский музей-заповедник из Музея народных художественных ремесел, который был сформирован на основе Выставки народного творчества 1937 года, развернутой в залах Государственной Третьяковской галереи. В 1941 году Музей народных художественных ремесел стал отделом тогда еще Загорского музея – заповедника.

        Коллекция русской традиционной одежды охватывает преимущественно Европейскую часть России, давая представление о творчестве ткачих, вышивальщиц, швей значительной территории, простиравшейся от берегов Белого моря на севере до срединного течения Дона и Волги на юге, от западных границ до Уральских гор на востоке. Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей-заповедник имеет возможность показать все основные типы женской одежды русского земледельческого населения: древнейший, с поневой, сохранившийся к нач. ХХ в на землях южнее Москвы; - с сарафаном, который являлся основной одеждой русских крестьянок в северных и средне – русских губерниях, а также у более поздних переселенцев ХVII – XVIII вв. на южнорусские просторы в связи с колонизацией дикого поля.
    Женский праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Пензенская губерния
    Женский праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Пензенская губерния
    Девичий праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Архангельская губерния.
    Девичий праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Архангельская губерния
    Девичий праздничный костюм. 1920-е гг. Тамбовская губерния
    Девичий праздничный костюм. 1920-е гг. Тамбовская губерния
    Костюм просватанной невесты. Конец XIX - начало XX в. Вологодская губерния
    Костюм просватанной невесты. Конец XIX - начало XX в. Вологодская губерния
        Этнический состав жителей южных пограничных крепостей, засек и сторожевых постов был неоднородным, т.к. они заселялись как по государевым указам, так и на вольной основе. Кроме того, здесь продолжало жить местное население, известное с незапамятных времен и носившее поневу.

        Льготы, которые получали от государства эти служилые люди, привлекали сюда выходцев из-за Литовского рубежа: поляков, литовцев, украинцев и белорусов, сохранявших приверженность к привычным формам национальной одежды и на новом месте. Так получил распространение женский костюм с юбкой в продольную полоску – андараком, известным к началу ХХ в. в Пензенской, Тамбовской, Орловской, Курской, Воронежской и других губерниях, через которые в ХVII в. проходила южная граница Русского государства.

        Богатое и разнообразное собрание Сергиево-Посадского музея дает широкие возможности показа детской, девичьей свадебной, обрядовой и повседневной женской одежды в нескольких вариантах. Это объясняется тем, что в удаленных русских деревнях до середины ХХ в. поневы и сарафаны носили постоянно, а кое-где до конца ХХ столетия одевали старинные наряды для свадеб и поминок. И как во времена бабушек, увидев женщину в том, или ином наряде можно было с уверенностью определить ее происхождение, семейное, материальное положение, духовное состояние и многое другое.

    Женский свадебный костюм. Конец XIX - начало XX в. Тверская губерния
    Женский свадебный костюм. Конец XIX - начало XX в. Тверская губерния
    Женский свадебный костюм. 1920-е гг. Тамбовская губерния.
    Женский свадебный костюм. 1920-е гг. Тамбовская губерния
    Женский свадебный костюм. Начало XX в. Курская губерния.
    Женский свадебный костюм. Начало XX в. Курская губерния
    Мужской и женский свадебные костюмы. 1920-е гг. Воронежская губерния.
    Мужской и женский свадебные костюмы. 1920-е гг. Воронежская губерния


        Так в южнорусских селениях девушка чуть ли не до свадьбы ходила в одной рубахе, дополненной узорным пояском. Ее волосы, заплетенные в одну косу, украшала лента или узкая налобная повязка. По достижении совершеннолетия поверх рубахи одевалась вторая холщевая одежда «навздевок, супрун, шушка», без которой было невозможно выйти на улицу.

        Понева – особого кроя юбка, одевалась в этих краях, как правило, перед свадьбой или после венчания. Как и женский головной убор, под который следовало прятать каждый волосок, понева символизировала переход во взрослую замужнюю жизнь.

        Девичьи костюмы, костюмы замужних женщин, одежды пожилых людей и вдов строго различались в русской деревне конца ХIХ – начала ХХ в. Например, в селениях по реке Вычегда девушки носили прямые круглые сарафаны в красную клетку. В то время как женщины постарше – сарафаны такого же кроя, но из синей клетчатой холстины. В Великом Устюге Вологодской губернии до начала ХХ в. просватанная девушка одевала бело-красный комплект с символами плодородия на рубахе, переднике и косынке.
    Женский праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Смоленская губерния.
    Женский праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Смоленская губерния
    Девичий праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Смоленская губерния
    Девичий праздничный костюм. Конец XIX - начало XX в. Смоленская губерния
    Женский праздничный костюм. 1920-е гг. Тамбовская губерния.
    Женский праздничный костюм. 1920-е гг. Тамбовская губерния



    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru