Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Живопись XX - XXI веков (стр.1)

        Период 1900–1917 гг. был очень плодотворным в художественной жизни Сергиева Посада. Это было время сложения местных изобразительных традиций, формирования и деятельности первого многочисленного коллектива профессиональных художников – Троице-Сергиевского художественного общества (1914–1917). Большая группа самых ранних произведений в коллекции живописи XX в. представляет творчество художников-членов ТСХО: Вл.И.Соколова, В.Ф. Мея, М.В. Боскина, В.И. Хрустачёва, С.И. Пичугина, для которых тема города, архитектурного ансамбля ТСЛ была одной из ведущих.

        Творческие устремления этих мастеров были близки поискам обновления живописного языка на рубеже XIX – XX вв. и кругу тем, характерных для русского искусства тех лет. Верные традициям русской реалистической школы второй половины XIX в., они создавали жанровые композиции, пейзажи с элементами жанра в духе позднего передвижничества.
    Соколов В.И. Весенние сумерки. 1910 г. х.м.
    Соколов В.И. Весенние сумерки. 1910 г. х.м.
    Боскин М.В. Троице-Сергиева Лавра. 1910-е г. х.м.
    Боскин М.В. Троице-Сергиева Лавра. 1910-е г. х.м.
    Мей В.Ф. Вид Пятницкой церкви и Лавры. 1918 г. х.м.
    Мей В.Ф. Вид Пятницкой церкви и Лавры. 1918 г. х.м.
    Пичугин С.И. Вид на Лавру с Машинской горы. 1929 г.х.м.
    Пичугин С.И. Вид на Лавру с Машинской горы. 1929 г.х.м.
        В живописи Вл. Соколов проявил себя как тонкий пейзажист, хотя известны его ранние обращения к жанровым композициям, позднее к картинам-натюрмортам. Его творчество – это лирическое повествование о природе, старинной архитектуре и протекающей в этой среде жизни, что было очень характерно для «живописного реализма» начала XX в.

        Особенно многочисленны в коллекции среди произведений 1900–1920-х гг. картины и этюды М.В. Боскина (1875–1930) – участника выставок Московского товарищества художников, экспонента Товарищества передвижных художественных выставок, постоянно жившего в нашем городе с 1910 г. Не менее широко представлено в собрании творчество одного из основателей традиции изобразительного искусства города - В.Ф. Мея (1888-1975). Наследие Мея включает все основные жанры живописи и графики. Среди произведений художника – портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины, эскизы театральных декораций и костюмов.
    Хрустачёв В.И. На Ростовском озере. Нач XX в. Х.м.
    Хрустачёв В.И. На Ростовском озере. Нач XX в. Х.м.
    Мей В.Ф. Автопортрет. 1913. Б., к., пастель
    Мей В.Ф. Автопортрет. 1913. Б., к., пастель
    Боскин М.В.  Портрет А.А. Александрова. 1919. К.м.
    Боскин М.В. Портрет А.А. Александрова. 1919. К.м.
    Мей В.Ф.  Портрет жены в интерьере.1922. Х.м.
    Мей В.Ф. Портрет жены в интерьере.1922. Х.м.
        Среди имеющихся в коллекции СПМЗ работ 1930-х гг. своими высокими живописными качествами выделяются многочисленные натюрморты, созданные местными мастерами: И.И. Овешковым (1877–1942), Вл.И. Соколовым, Т.Н. Грушевской (1885–1976). Их объединяет повышенная декоративность в использовании цвета и определённый отбор «материала».

        Почти в каждом из натюрмортов присутствуют предметы народного творчества, что отражает круг профессиональных интересов этих художников, занимавшихся созданием образцов для кустарной промышленности, руководивших кустарными мастерскими, и их «корневую» связь с древними традициями искусства троицкой земли. Период 1940–1950-х гг. представлен в собрании работами местных молодых живописцев – членов Товарищества художников Загорска (образовавшегося в 1943 г.) и полотнами одного из крупных российских мастеров кисти – А.А. Осмёркина (1892–1953) и его учеников. Они были эвакуированы вместе с Академией Художеств из Ленинграда и оказали огромное влияние на творчество местных художников. «Жемчужины» коллекции изобразительного искусства XX в. - два лаврских пейзажа Осмёркина, созданные в 1944 г., - «Трапезная в ТСЛ» и «Водяная башня».
    Овешков И.И. Натюрморт с ромашками. 1930 г. К. м.
    Овешков И.И. Натюрморт с ромашками. 1930 г. К. м.
    Грушевская Т.Н. Натюрморт. 1930-е гг. Х. м.
    Грушевская Т.Н. Натюрморт. 1930-е гг. Х. м.
    Осьмёркин А.А. Трапезная в ТСЛ. 1944 г. Х.м.
    Осьмёркин А.А. Трапезная в ТСЛ. 1944 г. Х.м.
    Стоянов Ц.С. Улица в Загорске. 1961 г. Х. м.
    Стоянов Ц.С. Улица в Загорске. 1961 г. Х. м.
        «Школу Всероссийской Академии художеств» 40-х гг. представляют в собрании музея работы двух талантливых живописцев, творчество которых стало заметной страницей в художественной истории города, – ученицы Осмёркина Е.П. Беляевой (1916-2004) и Ц.С. Стоянова (1903-1973). Для Е.П. Беляевой программным стало создание «русского натюрморта» и образа "русской красавицы", обращение к истокам народного и древнерусского искусства.

        В 1940–1990-е гг. создаёт свои работы один из самых ярких мастеров изобразительного искусства города, Народный художник России Н.И. Барченков (1918–2002), ставший автором особой «живописной летописи Сергиева Посада». Работая в жанрах пейзажа, натюрморта, тематической картины, особенно ярко он выразил свою индивидуальность, свои творческие пристрастия в произведениях, посвящённых родному городу. В эти же годы развивается творчество одного из создателей Товарищества загорских художников Н.Я. Беляева, в котором тема города и Лавры будет звучать постоянно. В нашем живописном собрании только два ранних пейзажных этюда Беляева , где фоном жанровых «миниатюр» служат храмы города, невысокие домики, и лишь вдали угадываются силуэты лаврских построек.
    Беляева Е.П. Красавица. 1973. Х.м.
    Беляева Е.П. Красавица. 1973. Х.м.
    Барченков. Н.И. Базар. Загорск. 20-е годы. 1977-1978. х.м. 213х360
    Барченков. Н.И. Базар. Загорск. 20-е годы. 1977-1978. х.м. 213х360
    Барченков Н.И. Мой дворик. 1978 г. Х.м.
    Барченков Н.И. Мой дворик. 1978 г. Х.м.
    Беляев Н.Я. Загорск в 1943 году. 1943. Х. м.
    Беляев Н.Я. Загорск в 1943 году. 1943. Х. м.




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58