Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Живопись XX - XXI веков (стр.1)
|
Период 1900–1917 гг. был очень плодотворным в художественной жизни Сергиева Посада. Это было время сложения местных изобразительных традиций, формирования и деятельности первого многочисленного коллектива профессиональных художников – Троице-Сергиевского художественного общества (1914–1917). Большая группа самых ранних произведений в коллекции живописи XX в. представляет творчество художников-членов ТСХО: Вл.И.Соколова, В.Ф. Мея, М.В. Боскина, В.И. Хрустачёва, С.И. Пичугина, для которых тема города, архитектурного ансамбля ТСЛ была одной из ведущих.
Творческие устремления этих мастеров были близки поискам обновления живописного языка на рубеже XIX – XX вв. и кругу тем, характерных для русского искусства тех лет. Верные традициям русской реалистической школы второй половины XIX в., они создавали жанровые композиции, пейзажи с элементами жанра в духе позднего передвижничества.
|
Соколов В.И. Весенние сумерки. 1910 г. х.м. |
Боскин М.В. Троице-Сергиева Лавра. 1910-е г. х.м. |
Мей В.Ф. Вид Пятницкой церкви и Лавры. 1918 г. х.м. |
Пичугин С.И. Вид на Лавру с Машинской горы. 1929 г.х.м. |
В живописи Вл. Соколов проявил себя как тонкий пейзажист, хотя известны его ранние обращения к жанровым композициям, позднее к картинам-натюрмортам. Его творчество – это лирическое повествование о природе, старинной архитектуре и протекающей в этой среде жизни, что было очень характерно для «живописного реализма» начала XX в.
Особенно многочисленны в коллекции среди произведений 1900–1920-х гг. картины и этюды М.В. Боскина (1875–1930) – участника выставок Московского товарищества художников, экспонента Товарищества передвижных художественных выставок, постоянно жившего в нашем городе с 1910 г.
Не менее широко представлено в собрании творчество одного из основателей традиции изобразительного искусства города - В.Ф. Мея (1888-1975). Наследие Мея включает все основные жанры живописи и графики. Среди произведений художника – портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины, эскизы театральных декораций и костюмов.
|
Хрустачёв В.И. На Ростовском озере. Нач XX в. Х.м. |
Мей В.Ф. Автопортрет. 1913. Б., к., пастель |
Боскин М.В. Портрет А.А. Александрова. 1919. К.м. |
Мей В.Ф. Портрет жены в интерьере.1922. Х.м. |
Среди имеющихся в коллекции СПМЗ работ 1930-х гг. своими высокими живописными качествами выделяются многочисленные натюрморты, созданные местными мастерами: И.И. Овешковым (1877–1942), Вл.И. Соколовым, Т.Н. Грушевской (1885–1976). Их объединяет повышенная декоративность в использовании цвета и определённый отбор «материала».
Почти в каждом из натюрмортов присутствуют предметы народного творчества, что отражает круг профессиональных интересов этих художников, занимавшихся созданием образцов для кустарной промышленности, руководивших кустарными мастерскими, и их «корневую» связь с древними традициями искусства троицкой земли.
Период 1940–1950-х гг. представлен в собрании работами местных молодых живописцев – членов Товарищества художников Загорска (образовавшегося в 1943 г.) и полотнами одного из крупных российских мастеров кисти – А.А. Осмёркина (1892–1953) и его учеников. Они были эвакуированы вместе с Академией Художеств из Ленинграда и оказали огромное влияние на творчество местных художников. «Жемчужины» коллекции изобразительного искусства XX в. - два лаврских пейзажа Осмёркина, созданные в 1944 г., - «Трапезная в ТСЛ» и «Водяная башня».
|
Овешков И.И. Натюрморт с ромашками. 1930 г. К. м. |
Грушевская Т.Н. Натюрморт. 1930-е гг. Х. м. |
Осьмёркин А.А. Трапезная в ТСЛ. 1944 г. Х.м. |
Стоянов Ц.С. Улица в Загорске. 1961 г. Х. м. |
«Школу Всероссийской Академии художеств» 40-х гг. представляют в собрании музея работы двух талантливых живописцев, творчество которых стало заметной страницей в художественной истории города, – ученицы Осмёркина Е.П. Беляевой (1916-2004) и Ц.С. Стоянова (1903-1973). Для Е.П. Беляевой программным стало создание «русского натюрморта» и образа "русской красавицы", обращение к истокам народного и древнерусского искусства.
В 1940–1990-е гг. создаёт свои работы один из самых ярких мастеров изобразительного искусства города, Народный художник России Н.И. Барченков (1918–2002), ставший автором особой «живописной летописи Сергиева Посада». Работая в жанрах пейзажа, натюрморта, тематической картины, особенно ярко он выразил свою индивидуальность, свои творческие пристрастия в произведениях, посвящённых родному городу. В эти же годы развивается творчество одного из создателей Товарищества загорских художников Н.Я. Беляева, в котором тема города и Лавры будет звучать постоянно. В нашем живописном собрании только два ранних пейзажных этюда Беляева , где фоном жанровых «миниатюр» служат храмы города, невысокие домики, и лишь вдали угадываются силуэты лаврских построек.
|
Беляева Е.П. Красавица. 1973. Х.м. |
Барченков. Н.И. Базар. Загорск. 20-е годы. 1977-1978. х.м. 213х360 |
Барченков Н.И. Мой дворик. 1978 г. Х.м. |
Беляев Н.Я. Загорск в 1943 году. 1943. Х. м. |
|