Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Коллекция тканей XV – XIX вв. (стр.4)

        Российские ткачи, повторяя общую схему узора, привносили в рисунок собственную трактовку, благодаря которой на многих тканях традиционный бант, перехватывающий букет, превращался в распластанные орлиные крылья (Ил. 36,37,38) Многочисленные ткацкие мастерские в Коломенском уезде Московской губернии производили золотные и серебряные атласы, имевшие широкий ценовой диапазон в зависимости от качества шелковых и золотных нитей.
    Ил.36
    Ил.36
    Ил.37
    Ил.37
    Ил.38
    Ил.38
        Для удешевления парчи в утке использовалась хлопчатобумажная нить, а золотная нить имитировалась пряденой серебряной нитью с основой из желтого шелка или желтой хлопчатобумажной нити. На ярких атласных фонах (синего, коричневого, алого, белого цветов) золотной и серебряной пряденой нитью, иногда с небольшим добавлением шелка, выполнялся излюбленный узор – параллельные волнистые стебли, плавно изгибающиеся в вертикальном направлении, с отходящими от них стилизованными цветами, ягодами и листьями (Ил. 39,40,41)
    Ил.39
    Ил.39
    Ил.40
    Ил.40
    Ил.41
    Ил.41
        Комплект из 8 священнических облачений был сшит в Троице-Сергиевой лавре из серебряного гродетура, выполненного на фабрике московского купца, почетного гражданина, В. Полякова в 1843 г. (Ил. 42) Несомненно, образцом узора послужил французский серебряный гродетур второй половины XVIII в., облачения из которого уже пришли в негодность и требовали замены. На протяжении нескольких десятилетий по заказу властей Лавры копировался узор бархата, понравившийся митрополиту Московскому Филарету.

        В 1836 г., когда было решено сшить новый комплект парадных облачений, деньги на которую пожертвовала графиня А.А. Орлова-Чесменская, В. Полякову был заказан бархат по образцу ростовской бархатной ризницы, «коей разводы понравились Его Высокопреосвященству, буде оныя будут пунцовыя по золоту». Из 189 аршин пунцового золотного бархата «странница старушка из Сибири Анна Иванова с товарками» сшили 13 фелоней и 10 стихарей «с принадлежностями».

        Активное использование этих облачений привело к тому, что они обветшали, и были поновлены на деньги действительного статского советника Н.Г. Рюмина в 1851 г. Бархат того же рисунка был заказан московскому купцу П.И. Колокольникову, из 200 аршин бархата было сшито 17 фелоней и 7 стихарей «с принадлежностями». Новый комплект был предназначен только для «высочайших» приездов. Спустя 10 лет, в 1861 г., на деньги Н.Г. Рюмина из бархата с тем же узором производства А. Сапожникова были сшиты еще несколько облачений, так что составилась «благолепная ризница» из 40 фелоней и 26 стихарей. От первоначальной ризницы А.А. Орловой сохранилась только одна епитрахиль, от ризницы Н.Г. Рюмина – одна фелонь 1851 г. Имея одинаковый рисунок, ткани существенно различаются – в отличие от вытканного из шелка бархата мануфактуры В. Полякова, бархат П.И. Колокольникова имеет хлопчатобумажную основу (Ил. 43) В собрании музея имеются образцы тканей фабрик А. и В. Сапожниковых, М.Н. Никифорова, С. Салтыкова, братьев Бабаевых
    Ил.42
    Ил.42
    Ил.43
    Ил.43




    1      2      3      4      5

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru