Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Деревянная игрушка в собрании СПГИХМЗ (стр.1) |
В собрании СПГИХМЗ деревянная игрушка представлена несколькими промысловыми центрами, они сосредоточены в Московской (г. Сергиев Посад и с. Богородское) и Нижегородской областях ( г. Городец, г. Семенов, д. Федосеево, с. Полховский Майдан).
Значительное место в музейной коллекции занимают произведения народных художников сергиевопосадского края. На творчество и деятельность этих мастеров оказывал влияние знаменитый Троице-Сергиев монастырь: сложившиеся здесь художественные традиции и приток многочисленных паломников способствовали развитию в самом Сергиевом Посаде и его окрестностях нескольких тесно связанных друг с другом деревообрабатывающих и игрушечных промыслов.
В начале ХIX века Сергиевский Посад уже являлся признанной «столицей игрушечного царства». Местный базар поражал покупателей многообразием товара: точеные яйца, погремушки, грибки, тележки столярной работы, а также деревянные резные и расписные «куклы» - фигуры «Гусара», «Барыни», «Кормилицы», «Щеголя» и других персонажей.
Самой популярной, начиная с 1860-х годов, была наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Она представляла собой деревянный ящик, в который укладывались легко узнаваемые образцы монастырских построек, к набору прилагался план лавры.
С середины ХIX века наибольшее распространение получают недорогие игрушки из папье-маше и мастики с незатейливым движением, звуковым сопровождением (писком) и деталями из ткани, перьев, стекляруса и других материалов. Для их производства использовали специальные деревянные – «Болвашки». Модели проклеивались несколькими слоями бумаги, высушивались, затем разрезались на две части, которые склеивали между собой, грунтовали и расписывали.
В собрании музея хранится небольшая коллекция игрушек кон. ХIX –нач.ХХ века, выполненных мастерами Сергиевского Посада, среди них куклы «Барыни» и «Гусары», игрушки из папье -маше и «Болвашки», наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Большой интерес представляют пасхальные яйца, елочные украшения, миниатюрные коробочки-шкатулки.
|
1. Игрушка из папье-маше. Неизвестный автор. XIX в.
|
2. Игрушка из папье-маше. Неизвестный автор. XIX в.
|
3. Ёлочные игрушки. Автор Вл.И.Соколов. 1910-е годы.
|
4. Набор для игры в песок. Начало XX в.
|
В 1891 году в Сергиевском Посаде была открыта учебная игрушечная мастерская под руководством В.И.Боруцкого. Работу мастерской курировал Торгово-промышленный музей кустарных изделий (далее Кустарный музей).
Благодаря стараниям земства в городе зародились новые промыслы художественной обработки дерева: столярно-резной, выжигания и росписи по дереву, производство кукол в историко-этнографических костюмах, а также изготовление матрешек.
В Сергиевском Посаде матрешка появилась в 1904 году, земские мастерские выкупили ассортимент образцов игрушек московской мастерской А.И.Мамонтова, которая работала при магазине «Детское воспитание».
Быстрое признание матрешки в России и за рубежом обеспечило ей приоритетное место в промысловом товаре Сергиевского Посада. Благодаря усилиям мастеров довольно быстро появилось большое количество вариантов матрешки. В тематике росписи преобладал «русский стиль». Матрешки воплощались в образы крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей, иногда их форма использовалась для иллюстрации сказок.
В собрании музея представлены редкие образцы матрешек, выполненные в учебной игрушечной мастерской Московского губернского земства. Среди которых матрешки «Писец», «Дед», «Царевна-лебедь» и др.
Большой интерес представляют работы Н.Д.Бартрама. В музее хранится серия матрешек, выполненных к 100-летнему юбилею Н.В.Гоголя,- «Тарас Бульба», «Запорожцы» и др. Для творческого почерка художника было характерно использование в декоративной росписи матрешек приемов станкового искусства.
В 1900-е годы росписью матрешек занимались местные иконописцы. В собрании музея представлены матрешки, изготовленные в мастерской Д.Пичугина, потомственного иконописца Троице-Сергиевой лавры. Среди них такие как «Боярин», «Боярыня». Матрешки одеты в стилизованные многослойные костюмы «допетровской Руси» - длиннополые шубы, отороченные мехом, кафтаны, летники, высокие шапки.
5. Матрёшки. 1910-е гг.
|
6. Матрёшка «Тарас Бульба». Автор Н.Д.Бартрам.
|
7. Игрушка «Усадьба». Автор Н.Д.Бартрам. 1910-е гг.
|
8. Матрёшка «Боярыни». Начало XX в. Мастерская Д.Пичугина.
|
|