Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Археологическая коллекция (стр. 1)
|
Археологические коллекции Сергиево-Посадского музея-Заповедника представляет собой итог (двадцатилетних) исследований археологической экспедиции музея-заповедника (более 3500 ед.хр). Исследования древностей в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры имеют почти вековую традицию и ведут начало от Зориана Доленго-Ходаковского. Археологические памятники, представленные в экспозиции «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края» отражают несколько эпох – от каменного века (VII-VI вв. до н.э.) до эпохи Древней Руси - раннего средневековья (XI-XIII вв.).
К каменному веку (эпоха мезолита и неолита) относится находки со стоянки Замостье-2: каменные изделия нуклеусы, наконечники стрел, скребки (для очистки шкур), острия, скобели, скребла, свёрла, вкладыши для составных орудий, грубо оббитые тесла, долота и топоры (для изготовления лодок-долблёнок). На стоянке Замоcтье-2 культурный слой находится под водой и в нём сохраняются не только камень, керамика, но и костяные, и даже деревянные вещи: колья, части лодок, саней, весла, лопаты, копья, стрелы, муфты для крепления каменных топоров, части сосудов, скульптура. Из рога и кости изготавливались наконечники стрел, копий, гарпуны, остроги, топоры, мотыги. Чрезвычайно разнообразны формы наконечников стрел из кости.
|
Топор и тесло с муфтами. Мезолит. Стоянки на р.Дубна |
Деревянные весла. Мезолит. Стоянка Замостье-2 |
Рыболовные костяные крючки. Мезолит. Стоянка Замостье-2
|
Принципиально новыми для мезолита по технике изготовления были так называемые вкладышевые орудия также найденные в мезолитических слоях стоянки Замостье-2 и на стоянке Самотовино-1. Это два кинжала и наконечник копья, вырезанные из кости и рога лося. Такие находки исключительно редки на территории Европейской России.
Особую категорию находок составляют предметы искусства. В первую очередь, это целая серия чуринг - орнаментированных галек, с пятнами копоти и жира и следами ударов. Значительная серия чуринг (45 экз.) встречена только на стоянке Замостье-2. Чуринги найдены практически в материалах всех культур каменного века Евразии.
Уникальными являются находки скульптурных изображений голов лося с отверстием для насадки на рукоять. Горбинка на носу, глаза и уши лося выполнены очень реалистично, одно из изображений украшено по боковым сторонам геометрическим орнаментом. Эти находки очевидно были священными жезлами шаманов или племенных вождей. Коллекция мезолитических древностей Сергиево-Посадского музея является крупнейшей в центральной России (такой нет ни в ГИМе, ни в Эрмитаже).
|
Боевой чекан в виде головы лося. Мезолит. Стоянка Замостье-2 |
Вкладышевые ножи. Мезолит. Стоянка Замостье-2 |
Каменные амулеты – «чуринги». Мезолит. Стоянка Замостье-2
|
К эпохе неолита относятся керамические горшки, сплошь покрытые своеобразным орнаментом, состоящим из рядов круглых ямок, нанесенных окаменелым моллюском белемнитом, (так называемым “чертовым пальцем”), “гребенок”, нанесенных зубчатым камушком, других отпечатков, среди которых могли быть и ноготь, и конец птичьей косточки. Днища делались округлыми или приостренными, и сосуд прекрасно ставился между камнями очага или в углубление в земле.
На поселениях неолита археологи выделяют в первую очередь по различной орнаментации керамики, три неолитические культуры: верхневолжская культура (ранний неолит,2 пол.6 тыс.- 4 тыс. до н.э.). Сосуды верхневолжской культуры - слабо обожжённые, тонкостенные вылепленные от руки, без применения гончарного круга, имели острые или округлые (изредка - плоские) днища. Поверхность сплошь покрывались орнаментом из оттисков узкого гребенчатого, накольчатого и других штампов.
На фрагмент донца верхневолжского сосуда нанесено изображение человеческой фигуры с поднятыми руками, на внешней - изображено солнце с расходящимися лучами.
Льяловская культура (развитый неолит, 0 4-3 тыс. до н.э.). Сосуды льяловской культуры имеют яйцевидную форму, острые и круглые днища. Вся поверхность украшена так называемым ямочно-гребенчатым орнаментом, состоявшим из рядов конических ямок, нанесенных в шахматном порядке белемнитом - окаменелым моллюском, так называемым “чертовым пальцем”. Поля конических ямок, размещённых в шахматном порядке, перемежаются рядами “гребёнок”, нанесенных зубчатым камушком, оттисками зубчатого, полулунного, веревочного и других штампов.
Для вещей льяловских стоянок характерно еще большее разнообразие костяных орудий: наконечников стрел, гарпунов, крючков, мотыг, долот, кинжалов, ножей. Кремневые орудия льяловцев изготавливались из отщепов - крупных подовальной формы кремневых сколов, поверхность обработана так называемой ретушью - мелкими сколами, которая придавала предмету идеально правильные очертания. Каменные топоры, тесла, долота шлифовались песком и другими абразивами до зеркального блеска.
Волосовская культура. ( поздний неолит, 2 четверть 3 тыс.- середина 2 тыс.до н.э.)
Для волосовской культуры характерны толстостенные сосуды с примесью в глиняном тесте толченой раковины, а на позднем этапе - травы. Формы сосудов - округлодонные, а на позднем этапе - плоскодонные. Найдены также волосовские плоские шлифованные украшения-подвески с отверстиями, вырезаные из камня или кости. Некоторые ученые считают носителей волосовской культуры протофинноуграми, т.е. прямыми предками племен “сетчатой” керамики бронзового века, потомками которых были летописные племена меря, мурома, весь и другие.
|
Керамические сосуды. Неолит. Верхневолжская культура. Стоянка Замостье-2 |
Керамические сосуды. Льяловская культура. Неолит. Стоянка Замостье-2 |
Костяные наконечники стрел. Неолит. Верхневолжская и льяловские культуры. Стоянка Замостье-2 |
Фрагмент Верхневолжского сосуда. Стоянка Замостье-2
|
|