Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Художественная роспись по дереву (Хохлома и Городец)(стр.1)

        Музейное собрание Хохломы и Городца весьма обширно, его можно отнести к одному из самых крупных. В целом оно насчитывает более тысячи экспонатов, выполненных из дерева, и около четырех тысяч образцов хохломской и городецкой росписи на бумаге, стекле и фарфоре.

        Дерево – один из самых распространенных материалов в России. Особые стилевые традиции его художественной обработки сложились в различных регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, где находятся широко известные промыслы росписи по дереву – Хохлома и Городец. Эти старейшие центры традиционной народной культуры расположены в северной части Нижегородского Заволжья, всего в нескольких десятках километров один от другого, тем не менее, их художественные системы самобытны и не похожи друг на друга.

        Хохломской промысел знаменит деревянной посудой, которая с давних пор обращает на себя внимание красотой и лаконичностью форм, разнообразием растительных узоров и строгой торжественностью колорита, основанного на сочетании красного, черного и золотистого цвета. Необычность окраски, имитирующей дорогие металлические сосуды, достигается оригинальным способом, который вот уже несколько столетий сохраняется в своей основе. Деревянную посуду грунтуют глиняным раствором, пропитывают льняным маслом, натирают порошком серебристого цвета (сейчас это порошок алюминия, в прошлом – олова), затем расписывают и лакируют. После этого проходит закалка в печи при высокой температуре. Лак приобретает прочность и красивую янтарную окраску, а просвечивающийся сквозь него серебристый фон становится похожим на золото.

        Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки, украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты.
    Швецова В.К. Чашка. 2007. ЗАО Хохломская роспись, г.Семёнов
    Швецова В.К. Чашка. 2007. ЗАО Хохломская роспись, г.Семёнов
    Рукина Т. М. Сундучок Катание на тройке в Загорске. 1997.
    Рукина Т. М. Сундучок Катание на тройке в Загорске. 1997
    Староверова Е.Н. Панно Время. 1997.
    Староверова Е.Н. Панно Время. 1997
        Хохломской промысел более ранний по своему происхождению. Легкие деревянные чаши, братины, солоницы, расписанные растительными узорами по золотому фону, привлекали внимание уже в XVIII столетии, а в XIX они приобрели известность не только в России, но и за рубежом.

        К сожалению, деревянная посуда не долговечна, и до наших дней сохранились лишь немногочисленные образцы, которые можно отнести к XIX веку. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывается лишь 12 таких предметов. В своем большинстве это простые по форме и росписи чашки, поставки, солоницы, более сложной росписью выделяются два совка для муки, вероятно, выполненные на заказ, и датируемые 1879 г.

        Большую часть музейной коллекции хохломской росписи составляют произведения 1930-х годов. В это время мастера объединялись в кооперативные товарищества кустарей. Артели, образованные в старинных деревнях и селах, расположенных по верхнему течению реки Узола – Новопокровское, Семино, Хрящи и др., выпускали посуду традиционных форм с виртуозными травными узорами и мебель. Артель «Экспорт», организованная в те годы в г. Семенове, специализировалась на выпуске более сложных по форме и росписи изделий – ваз, ковшей, большая часть которых предназначалась для продажи заграницей. В собрании музея хранятся работы крупнейших мастеров того времени, чьи имена вошли в историю промысла: А. Серова, И. Бедина, Ф. и С. Красильниковых, И. Тюкалова, А. Подогова, С. Юзикова и других.

    Совки для муки. 1879.
    Совки для муки. 1879
    Серов А.М. Миска. 1930-е годы Новопокровский промколхоз им. И.В. Сталина.
    Серов А.М. Миска. 1930-е годы Новопокровский промколхоз им. И.В. Сталина
    Бедин Ф.А. Миска. 1935. Новопокровский промколхоз им. И.В. Сталина.
    Бедин Ф.А. Миска. 1935. Новопокровский промколхоз им. И.В. Сталина
        Тридцатые годы для Хохломы, как и для многих центров традиционной народной культуры, – время поиска и эксперимента. Мастера промысла впервые работали над созданием произведений, предназначенных специально для музейных и выставочных экспозиций, украшения общественных помещений, используют традиционные хохломские орнаменты для декорирования фарфора, стекла, разрабатывают рисунки для тканей, интересны их поиски и в области орнаментики. Значительная часть экспериментальных работ 1930-х годов хранится в Сергиево-Посадском музее.

        Среди наиболее интересных экспонатов тех лет образцы мебели с непривычной для «хохломы» росписью по белым и серебристым фонам. Это комплект для рукоделия (стол со стульями, авт. А.Г. Подогов) и ширма, выполненная хохломскими мастерами в экспериментальных мастерских Музея народных художественных промыслов, работавшего в конце 1930-х годов сначала в Москве, затем в Загорске.

    Горшочек и ковши. Вторая половина 1930-х г.
    Горшочек и ковши. Вторая половина 1930-х г.
    Поставки. 1930-е годы.
    Поставки. 1930-е годы
    Подогов А.Г. Комплект мебели. Середина 1930-х годов. Хрящевский промколхоз Красный земледелец.
    Подогов А.Г. Комплект мебели. Середина 1930-х годов. Хрящевский промколхоз Красный земледелец




    1      2

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru