Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Художественная роспись по дереву (Хохлома и Городец)(стр.1) |
Музейное собрание Хохломы и Городца весьма обширно, его можно отнести к одному из самых крупных. В целом оно насчитывает более тысячи экспонатов, выполненных из дерева, и около четырех тысяч образцов хохломской и городецкой росписи на бумаге, стекле и фарфоре.
Дерево – один из самых распространенных материалов в России. Особые стилевые традиции его художественной обработки сложились в различных регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, где находятся широко известные промыслы росписи по дереву – Хохлома и Городец. Эти старейшие центры традиционной народной культуры расположены в северной части Нижегородского Заволжья, всего в нескольких десятках километров один от другого, тем не менее, их художественные системы самобытны и не похожи друг на друга.
Хохломской промысел знаменит деревянной посудой, которая с давних пор обращает на себя внимание красотой и лаконичностью форм, разнообразием растительных узоров и строгой торжественностью колорита, основанного на сочетании красного, черного и золотистого цвета.
Необычность окраски, имитирующей дорогие металлические сосуды, достигается оригинальным способом, который вот уже несколько столетий сохраняется в своей основе. Деревянную посуду грунтуют глиняным раствором, пропитывают льняным маслом, натирают порошком серебристого цвета (сейчас это порошок алюминия, в прошлом – олова), затем расписывают и лакируют. После этого проходит закалка в печи при высокой температуре. Лак приобретает прочность и красивую янтарную окраску, а просвечивающийся сквозь него серебристый фон становится похожим на золото.
Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки, украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты.
|
Швецова В.К. Чашка. 2007. ЗАО Хохломская роспись, г.Семёнов |
Рукина Т. М. Сундучок Катание на тройке в Загорске. 1997 |
Староверова Е.Н. Панно Время. 1997 |
Хохломской промысел более ранний по своему происхождению. Легкие деревянные чаши, братины, солоницы, расписанные растительными узорами по золотому фону, привлекали внимание уже в XVIII столетии, а в XIX они приобрели известность не только в России, но и за рубежом.
К сожалению, деревянная посуда не долговечна, и до наших дней сохранились лишь немногочисленные образцы, которые можно отнести к XIX веку. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывается лишь 12 таких предметов. В своем большинстве это простые по форме и росписи чашки, поставки, солоницы, более сложной росписью выделяются два совка для муки, вероятно, выполненные на заказ, и датируемые 1879 г.
Большую часть музейной коллекции хохломской росписи составляют произведения 1930-х годов. В это время мастера объединялись в кооперативные товарищества кустарей. Артели, образованные в старинных деревнях и селах, расположенных по верхнему течению реки Узола – Новопокровское, Семино, Хрящи и др., выпускали посуду традиционных форм с виртуозными травными узорами и мебель. Артель «Экспорт», организованная в те годы в г. Семенове, специализировалась на выпуске более сложных по форме и росписи изделий – ваз, ковшей, большая часть которых предназначалась для продажи заграницей. В собрании музея хранятся работы крупнейших мастеров того времени, чьи имена вошли в историю промысла: А. Серова, И. Бедина, Ф. и С. Красильниковых, И. Тюкалова, А. Подогова, С. Юзикова и других.
|
Совки для муки. 1879 |
Серов А.М. Миска. 1930-е годы Новопокровский промколхоз им. И.В. Сталина |
Бедин Ф.А. Миска. 1935. Новопокровский промколхоз им. И.В. Сталина
|
Тридцатые годы для Хохломы, как и для многих центров традиционной народной культуры, – время поиска и эксперимента. Мастера промысла впервые работали над созданием произведений, предназначенных специально для музейных и выставочных экспозиций, украшения общественных помещений, используют традиционные хохломские орнаменты для декорирования фарфора, стекла, разрабатывают рисунки для тканей, интересны их поиски и в области орнаментики. Значительная часть экспериментальных работ 1930-х годов хранится в Сергиево-Посадском музее.
Среди наиболее интересных экспонатов тех лет образцы мебели с непривычной для «хохломы» росписью по белым и серебристым фонам. Это комплект для рукоделия (стол со стульями, авт. А.Г. Подогов) и ширма, выполненная хохломскими мастерами в экспериментальных мастерских Музея народных художественных промыслов, работавшего в конце 1930-х годов сначала в Москве, затем в Загорске.
|
Горшочек и ковши. Вторая половина 1930-х г. |
Поставки. 1930-е годы |
Подогов А.Г. Комплект мебели. Середина 1930-х годов. Хрящевский промколхоз Красный земледелец |
|