Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Керамика и стекло XVIII – XIX вв. (стр.1)

        Коллекция керамики Сергиево-Посадского музея XVIII – XIX вв. дает представление о развитии этого вида декоративно-прикладного искусства в России. В основу этой коллекции музея легло собрание Троице-Сергиевой лавры. Это были разнообразные предметы для широкого использования в повседневной жизни монастыря.

        В 1930 году в музей поступило собрание А.А. Александрова, в котором находилось значительное количество фарфоровой и фаянсовой посуды. Значительно пополнилась коллекция в связи с экспедициями 1978-1985 гг., целенаправленно исследовавшими районы Московской области, где издавна существовало традиционное производство керамики.

        Самые ранние экспонаты собрания относятся к середине XVIII века—времени, когда господствующим был стиль барокко. В коллекции музея – уникальные произведения из майолики, выполненные на заводе первом в России заводе, открытом в Москве в 1724 году и принадлежавшем Афанасию Кирилловичу Гребенщикову. Его продукция не уступала аналогичным изделиям европейских стран и высоко ценилась уже в то время. Для гребенщиковских изделий характерны большие размеры, массивность, черепок желтовато-розового цвета, синевато-белая эмаль, роспись по эмали, напоминающая китайский и западноевропейский фаянс и майолику XVIII века. Эта посуда была распространена, главным образом, в быту высших слоев общества.

        Примерно с середины XIX в. посуда из майолики, доступная различным слоям населения, стала выпускаться керамическими мастерскими подмосковного Гжельского завода, в начале подражавшими изделиям гребенщиковской фабрики. Довольно быстрое распространение высококачественной керамики было обусловлено высокими достижениями народного гончарного производства. Несколько изделий обыденной гжельской посуды, практически не дошедшей до нашего времени, сохранилось в коллекции нашего музея.

    Суповая миска. XVIII в. Майолика. Роспись. Завод Гребенщикова
    Суповая миска. XVIII в. Майолика. Роспись. Завод Гребенщикова
    Блюдо. Майолика. Третья четверть XVIII в. Роспись подглазурная. Завод Гребенщикова.
    Блюдо. Майолика. Третья четверть XVIII в. Роспись подглазурная. Завод Гребенщикова.
    Судок с крышкой. Третья четверть XVIII в. Майолика, роспись подглазурная. Завод Гребенщикова.
    Судок с крышкой. Третья четверть XVIII в. Майолика, роспись подглазурная. Завод Гребенщикова.
    Тарелка. Конец XVIII – начало XIX вв. Фарфор, роспись подглазурная. Гжель.
    Тарелка. Конец XVIII – начало XIX вв. Фарфор, роспись подглазурная. Гжель.
        В 1744 году был основан первый в России фарфоровый завод. Секрет производства фарфора открыл сподвижник М.В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов в 1746-1747 гг., который и наладил его выпуск на Императорском фарфоровом заводе. Работая, в основном, по заказам императорского двора, завод выпускал и более дешевые «ординарные» изделия. Они представлены в собрании музея и их отличает черепок теплого белого цвета, мягкий блеск глазури, чистые краски.

        В коллекции хранится и несколько тарелок Императорского завода с марками-вензелями русских царей XVIII — начала XX века. Еще при Екатерине II, в Германии, на Мейссенском фарфоровом заводе был заказан так называемый «Охотничий» сервиз, предназначенный для охотничьего домика императрицы в Ораниенбауме. В 1850—1880 годах на Императорском заводе были выполнены по сохранившимся образцам недостающие изделия к этому сервизу.
    Блюдо. Конец XVIII в.  Фарфор, роспись подглазурная. Императорский фарфоровый завод
    Блюдо. Конец XVIII в. Фарфор, роспись подглазурная. Императорский фарфоровый завод
    Тарелка с портретом М.И. Платова. Императорский фарфоровый завод. 1830-1840-е гг. Императорский фарфоровый завод.
    Тарелка с портретом М.И. Платова. Императорский фарфоровый завод. 1830-1840-е гг. Императорский фарфоровый завод.
    «Охотничий сервиз», сухарница. Конец XIX в. Фарфор, роспись надглазурная. Императорский фарфоровый завод.
    «Охотничий сервиз», сухарница. Конец XIX в. Фарфор, роспись надглазурная. Императорский фарфоровый завод
    Тарелка с вензелем. 1880-190-е гг. Фарфор, роспись надглазурная. Императорский фарфоровый завод.
    Тарелка с вензелем. 1880-190-е гг. Фарфор, роспись надглазурная. Императорский фарфоровый завод.

        Постепенно из предмета роскоши фарфор становился принадлежностью самых широких слоев населения и получил в XIX веке широчайшее распространение. Первым частным производством стал завод Франца Гарднера, основанный в 1766 году в деревне Вербилки, близ города Дмитрова под Москвой. Особое место среди изделий завода XVIII века занимали четыре «орденских сервиза», выполненных по заказу императорского двора для ежегодных приемов кавалеров высших государственных наград – орденов святых Андрея Первозванного, Георгия, Александра Невского, Владимира.

        Эти сервизы включали огромное количество разнообразных предметов, украшенных эмблемами орденов и орденскими лентами. Некоторые из них представлены в коллекции музея. Одновременно с выпуском роскошных дорогих заказных изделий, гарднеровский завод начал производить посуду, доступную самым широким слоям населения. Она замечательно представлена в коллекции музея. Эти изделия расписывались в основном цветами: крупный букет или цветок на зеркале и мелкие цветки по борту. Роспись по своим ярким и сочным краскам близка русской народной керамике.

    Сухарница. 1780 г. Фарфор: роспись. Завод Гарднера.
    Сухарница. 1780 г. Фарфор: роспись. Завод Гарднера
    Тарелка. Конец XVIII – начало XIX вв. Фарфор, роспись надглазурная. Завод Гарднера
    Тарелка. Конец XVIII – начало XIX вв. Фарфор, роспись надглазурная. Завод Гарднера
    Суповая миска. Конец XVIII – нач.XIX в. Фарфор: надглазурная роспись. Завод Гарднера
    Суповая миска. Конец XVIII – нач.XIX в. Фарфор: надглазурная роспись. Завод Гарднера
    Чашка с блюдцем и крышкой. 1820-1830-е гг. Фарфор: роспись, золочение. Завод Гарднера
    Чашка с блюдцем и крышкой. 1820-1830-е гг. Фарфор: роспись, золочение. Завод Гарднера

        Замечательной областью керамического производства был фаянс, получивший наибольшее распространение в XIX веке. Его выпускали практически на всех заводах. На заводе Гарднера этот материал был освоен в 1820—1830-е годы. Фаянсовая посуда заменила более раннюю гончарную и майоликовую в кустарной среде Гжельского района в середине и второй половине XIX в. Этот пластичный, с белой поверхностью материал, более дешевый, чем фарфор, нашел широкое распространение в самых различных слоях населения.

        В коллекции музея хранится большое число фаянсовой посуды, украшенной так называемой «печатью» — техникой, когда изображение наносилось на предмет механическим способом. На нескольких фаянсовых блюдах дан общий вид Троице-Сергиевой лавры или ее монограмма (СТСЛ). На многих заводах использовали как печать, так и роспись, что было связано со стремлением сохранить традиционную живописность орнаментики.

    Салатница. 1830-1850-е гг. Фаянс. Завод Гарднера.
    Салатница. 1830-1850-е гг. Фаянс. Завод Гарднера
    Тарелка, с изображением Троице-Сергиевой лавры. 1830-1850-е гг. Фаянс, роспись надглазурная. Завод Гарднера
    Тарелка, с изображением Троице-Сергиевой лавры. 1830-1850-е гг. Фаянс, роспись надглазурная. Завод Гарднера
    Суповая миска. 1830-1850-е гг. Фаянс. Завод Гарднера
    Суповая миска. 1830-1850-е гг. Фаянс. Завод Гарднера




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru