Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Нижнетагильские и жостовские расписные подносы ХIХ - ХХ вв.

        В Сергиево-Посадском музее-заповеднике (СПМЗ) хранится небольшая, но интересная коллекция железных расписных лакированных подносов. Она сформировалась в период с 1930-х годов по 1990–е гг. и насчитывает около 100 предметов.

        В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая. Первые подносы начали изготавливать в 1-ой половине XVIII в. на уральском Нижнетагильском горном заводе промышленников Демидовых. Из листового железа (в основном бракованного) производили посуду, в том числе и подносы, украшенные росписью и покрытые лаком. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский, и приближался к китайскому. Ранние Нижнетагильские подносы были массивны и имели прямоугольную форму. Основными темами были жанровые сцены (поднос «Свадьба Петра I», автор Бородин, 1874 г.) и цветочные композиции (поднос с цветами и поднос с натюрмортом, 1920–е гг.).

        Наряду с Нижнетагильскими подносами в экспозиции музея посетители могут познакомиться еще с одним прославленным центром подносного производства - Жостово. Подмосковный центр подносной росписи, известный нам как «Жостовский», начал формироваться в нач. XIX в. и связан с именем Осипа Филипповича Вишнякова, который основал около 1825 г. в деревне Жостово Троицкой волости Московской губернии (в настоящее время Мытищинский район Московской области) мастерскую по производству табакерок, коробочек и подносов из папье–маше. В сер. XIX в. мастера перешли на изготовление железных подносов, которые со временем вытеснили изделия из папье–маше.

        Вишняковские подносы были рассчитаны на вкусы зажиточного крестьянства, мещанства и купечества. Часто подносы использовались не только для подачи угощений на стол, но и для украшения интерьера. В СПМЗ экспонируется поднос с изображением панорамы Троице-Сергиевой лавры, выполненный А. Вишняковым в 1904 г. (долгое время он был монахом ТСЛ). Большим спросом пользовались подносы с названием «Шахи» и «Барыни», также представленные в экспозиции. На зеркале таких подносов изображалась «экзотическая» дама или «воинственный» шах. Борта украшались золотистым орнаментом «уборкой», которая была своеобразной рамой.
    Поднос «Свадьба Петра I». 1874г. Д.Л.Бородин.г. Нижний Тагил
    Поднос «Свадьба Петра I». 1874г. Д.Л.Бородин.г. Нижний Тагил
    Поднос.XIX в. г. Нижний Тагил
    Поднос.XIX в. г. Нижний Тагил
    Поднос. Мастерская Вишняковых. Московская губ., д. Жостово
    Поднос. Мастерская Вишняковых. Московская губ., д. Жостово
    Поднос с видом ТСЛ. 1901 г. А.Е. Вишняков.Московская губ.,д. Жостово
    Поднос с видом ТСЛ. 1901 г. А.Е. Вишняков.Московская губ.,д. Жостово
        На рубеже XIX – ХХ вв. в развитии Жостовского промысла наступила кризисная полоса. Резко упал спрос на подносы, производство сокращалось, мастера уходили в другие отрасли. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она вскоре распалась. Возрождение промысла началось в 1920–е гг. В это время было создано несколько артелей, которые в 1929 г. объединились в Жостовскую артель «Металлоподнос». В 1930–е гг. советское правительство оказывало большую поддержку народным промыслам. Проводились эксперименты в кустарной промышленности. В это время производство подносов встало на промышленную основу, большими партиями подносы отправлялись за рубеж.

        В коллекции СПМЗ хранятся работы ведущих мастеров 1930–х гг., поступившие из артели «Металлоподнос» в 1950 г. Это работы И.С. Леонтьева, А.И. Лезнова, П.С. Курзина. Особое место в истории Жостова занимает творчество А.П. Гогина. В 1920 – е гг. он участвовал в организации артели «Металлоподнос», долгое время был главным художником. Свои композиции он часто создавал на цветных и серебристых фонах, в отличие от традиционного чёрного. 1937 г. этапной для Жостова стала выставка народного творчества в ГТГ, для которой мастерами П.С. Курзиным, Д.Д. Кузнецовым, И.С. Семеновым и В.Ф. Куликовым были выполнены порталы, украшавшие входы в залы.
    Поднос.. 1940–е гг. А.П. Гогин. Московская обл., д. Жостово
    Поднос.. 1940–е гг. А.П. Гогин. Московская обл., д. Жостово
    Поднос чёрный. 1950–е гг. А.П.Гогин. Московская обл., д. Жостово
    Поднос чёрный. 1950–е гг. А.П.Гогин. Московская обл., д. Жостово
    Поднос. 1958 г. Н.П.  Антипов. Московская обл., д. Жостово
    Поднос. 1958 г. Н.П. Антипов. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Салют». 1974 г. М.П. Савельев. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Салют». 1974 г. М.П. Савельев. Московская обл., д. Жостово


        В 1960 г. артель «Металлоподнос» была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи» и в жизни промысла начался новый период. Реконструировалось здание фабрики, модернизировалось оборудование, открылся новый живописный цех. Но, несмотря на техническое переоснащение, промысел и до настоящего времени сохраняет свое самое драгоценное качество: рукотворность. Наиболее важной операцией, требующей творчества, является роспись, которая выполняется в несколько приемов. После росписи поднос покрывают лаком, а затем, по этому, слегка просохшему, липкому слою, рисуют «уборки» – орнаменты, проходящие по бортику подноса. Уборки обычно пишут мастерицы – орнаментальщицы.

        В экспозиции СПМЗ представлены работы ведущих художников Жостовской фабрики декоративной росписи 1960–1990–х гг. Это подносы Б.В. Графова, Н.Н. Гончаровой, Н.П. Антипова, В.И. Леткова, Е.П. Лапшина, Н.Н. Мажаева, М.П. Савельева и других авторов. Формы подносов разнообразны: круглые, овальные, прямоугольные с чуть закругленными углами «сибирские», гитарные и фигурные с фестончатыми краями. Самым распространенным мотивом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором «уборкой». В композициях много места отводится гладкому черному или цветному фону. Подносы с инкрустацией нежны, изысканны и производят впечатление драгоценности.
    Поднос «Нарядный». 1977 г. Н.Н. Гончарова. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Нарядный». 1977 г. Н.Н. Гончарова. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Первый снег». 1977 г. Н.Н. Мажаев. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Первый снег». 1977 г. Н.Н. Мажаев. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Натюрморт с розами». 1977 г. Б.В. Графов. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Натюрморт с розами». 1977 г. Б.В. Графов. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Солнечный день». 1985 г. Б.В. Графов. Московская обл., д. Жостово
    Поднос «Солнечный день». 1985 г. Б.В. Графов. Московская обл., д. Жостово
         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru