Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Архитектурная резьба Сергиева Посада XIX — начала XX вв.(стр.1)

        Коллекция деревянной архитектурной резьбы Сергиевского Посада XIX — нач. XX вв. занимает в Сергиево - Посадском государственном музее – заповеднике сравнительно небольшое место. Она была собрана в 1970-ых – 1990-ых годах Л.А. Кувшинниковой, В.М. Жигулевой, С.В. Горожаниной в связи с реконструкцией старого города и насчитывает чуть более 200 предметов.

    Среди них оконные и светелочные наличники, карнизные и подоконные доски, пилястры, капители, балконные и лестничные решетки, фронтон, навесы над входной дверью, отдельные фрагменты резьбы. Важным дополнением коллекции подлинных произведений являются фотографии сделанные к выставкам, устроенным автором этих строк, сначала в пяти залах Больничных палат ХVII в ТСЛ (1982-1983 гг.)(Рис.18,19), затем – в помещении Пятницкой церкви ХVI в. Пятницкого подольного монастыря (1988-1990-е годы).

        Эти выставки впервые познакомили жителей города, а также всех любителей народного искусства с местной традицией одного из древнейших видов народного художественного творчества. Изделия местных кустарей, выполненные на высоком профессиональном и художественном уровне, находили постоянный спрос, поэтому, как правило, для постройки новых домов, равно как и для их украшения приглашались плотницкие артели из окрестных деревень и соседних губерний. Так, по словам старожилов, отдельные дома по ул. Митькина (бывш. Нижняя), Березовому переулку и др. строили плотники во главе с И. М. Романовым из-под Берендеева Ярославской области. Имеются сведения о работе в Сергиевском Посаде рассматриваемого периода мастеров из Ярославской, Владимирской губерний, Брянска, Егорьевска, сел Богородского и Бужанинова.

    18. 1-ый зал выставки Архитектурная резьба Сергиева Посада, 1982 г.
    Рис.18. 1-ый зал выставки Архитектурная резьба Сергиева Посада, 1982 г.
    19. 5-ый зал выставки Архитектурная резьба Сергиева Посада, 1982 г.
    Рис. 19. 5-ый зал выставки Архитектурная резьба Сергиева Посада, 1982 г.
        Имущественное расслоение жителей Сергиева Посада XIX—нач. XX вв. было значительным, что нашло свое отражение в характере застройки. На подъездах к Лавре располагались богатые дома представителей городских властей, владельцев небольших мастерских и лавок, скупщиков игрушки, местной интеллигенции. Далее строились монастырские слуги и кустари, размещавшиеся в слободах по профессиональному признаку. На окраинах селились малоимущие жители города, жилые постройки которых почти не имели резного убранства.

        Архивные данные по ряду жилых построек города, сохранивших точную датировку, устные сведения, собранные во время подворных обследований, свидетельствуют о том, что наиболее ранние жилища Сергиевского Посада с богатым архитектурным декором относятся к середине ХIХ в. К этому времени, очевидно, можно отнести наличник, снятый с дома по проспекту Красной Армии (бывш. Московская ул.), располагавшегося рядом с Домом кустаря. В его пышном убранстве чувствуется влияние архитектурного стиля предыдущего столетия — русского барокко. Нашли здесь отражение и древние народные мифологические образы — сказочные драконы и сирины, уютно расположившиеся в переплетении ветвей с цветами и листьями. Резные фрагменты этого наличника выпилены по контуру, доработаны резцом и наложены на поверхность фоновой доски. Таким образом, техника его исполнения, получившая название накладной резьбы, является переходной от рельефа, выполняемого на толстой доске, к более простой пропиловке.
        К традициям русского барокко тяготеет композиционное построение и трактовка отдельных элементов архитектурного декора жилого дома, снесенного в связи с реконструкцией проспекта в 1973 году. Здание датируется серединой XIX в. и принадлежало лесопромышленнику И. И. Казакову. Нижний этаж его, выложенный из кирпича и служивший лавкой, решен с крайней простотой. Зато верхний, жилой этаж в семь окон по фасаду, имел богатейшее резное убранство. (Рис.2)

        Следует отметить, что в 20-е годы XIX в. для различных категорий населения города были разработаны специальные проекты жилых домов, которые, однако, почти не нашли своего применения. Состоятельные жители предпочитали строить свои жилища по индивидуальным проектам, более соответствовавшим их собственным вкусам и эстетическим требованиям.

        Одним из неизменных примеров для подражания был, очевидно, архитектурный декор дома Казакова. По ул. 1-й Ударной Армии (бывш. Большая Кукуевская) до недавнего времени находилось двухэтажное строение с клеймом страхового общества 1846 года. Его нижние помещения служили галантерейной мастерской, изготовлявшей пуговицы, наверху жили хозяева — Телицыны. Как и многие другие в Сергиевском Посаде, этот дом имел слуховое окно, выходившее на фасадную сторону. Килевидная форма его фронтона подчеркивалась ажурными подзорами, боковины решены в виде капителей с тонким накладным узором.

        Наличники дома Телицыных, созданные под явным влиянием казаковского дома, претерпели определенные изменения. Неодинакова и техника исполнения резьбы: на доме Казакова объемная резьба сочетается с накладной и ажурной, на телицынском применена только накладная и ажурная резьба, выполненная пропильным способом.
    2. Дом И.И. Казакова 2-я половина  ХIХ в.
    Рис.2. Дом И.И. Казакова 2-я половина ХIХ в.
    3.Дом нач. ХХ в. ул.   1-й  Ударной  Армии   (бывш. Большая   Кукуевская)
    Рис. 3.Дом нач. ХХ в. ул. 1-й Ударной Армии (бывш. Большая Кукуевская)
    4. Дом нач ХХ в. ул. Клементьевская
    Рис. 4. Дом нач ХХ в. ул. Клементьевская
        Целый ряд жилых строений XIX в. тяготеет к традициям русского классицизма. Одно из них находится по ул. 1-й Ударной Армии (бывш. Большая Кукуевская ) и отличается ясностью конструкции, строгостью форм архитектурного убранства.

    Однако таких сравнительно близких подражаний классицизму было немного. Чаще всего народный мастер брал за основу общее распределение масс, определяющее решение здания или его части, орнаментальные мотивы этого стиля, но в трактовку многих элементов вносил собственное понимание, идущее от древних образцов и тем народного искусства (Рис.3,4).




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru