Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Набойка и кружево XVII - XX в.

    Набойка
        Издавна на Руси знали способ украшения тканей с помощью резных деревянных досок — манер. Делались они целиком из дерева, узор резался с обеих сторон. В XVII веке набивные доски были очень массивными, размер каждой из сторон доски иногда достигал 50 сантиметров. Большую деревянную доску намазывали масляной краской, накладывали сверху смоченный холст и прокатывали деревянным вальком, чтобы узор отпечатался на ткань. Такая ткань называлась набойкой. В XVII веке набивные ткани благодаря их красочности и сравнительной дешевизне широко применялись в быту русского народа. Из набивной ткани не только шили одежду, но и знамена, шатры, занавесы, церковные облачения.

        Образцы набойки XVII в. отличаются пышностью растительного орнамента со сложными мотивами фантастических цветов, декоративных листьев и стеблей. Набойке XVIII века присущи легкость и изящество цветочных форм, тонкая разделка деталей. Условно орнамент набойки можно разделить на два вида. Простейшие узоры набивных тканей представляют собой сочетание несложных геометрических элементов - кружочки, крестики и т.д. Иногда геометрические узоры чередовались с растительными мотивами - цветами, ягодами, листьями.
    Образец набивной ткани. XVII в. Лён. Набойка.
    Образец набивной ткани. XVII в. Лён. Набойка
    Образец набивной ткани. XVIII в. Лён. Набивные доски. Дерево. Металл
    Образец набивной ткани. XVIII в. Лён. Набивные доски. Дерево. Металл
    Образец набивной ткани. XVIII в. Лён. Набойка.
    Образец набивной ткани. XVIII в. Лён. Набойка
    Образец ткани. XVIII в. Лён. Набойка.
    Образец ткани. XVIII в. Лён. Набойка


        В XIX веке русская набойка получила дальнейшее развитие. Из набивной ткани изготавливали платки, сарафаны, знаменитые русские шали. В XIX веке вновь стали возвращаться к печати набойки с простыми мелкими узорами по темно-синему кубовому фону (название от куба, в котором разводили краску).Самое излюбленное цветовое сочетание крестьянской набойки в XIX веке было синее с белым. Набивная скатерть, привезенная из Каргопольского района Архангельской области орнаментирована крупными белыми звездами и птицами. Русская набойка XIX века широко представлена произведениями Русского Севера.
    Образец набивной ткани. XIX в. Архангельская обл. река Лизень. Лён. Набойка.
    Образец набивной ткани. XIX в. Архангельская обл. река Лизень. Лён. Набойка
    Набивная ткань и набивная доска. XIX в.
    Набивная ткань и набивная доска. XIX в.
    Платок ситцевый.  Конец XIX в. Иваново.
    Платок ситцевый. Конец XIX в. Иваново
    Сарафан «набивальник». XIX в. Архангельская обл. Кубовая набойка.
    Сарафан «набивальник». XIX в. Архангельская обл. Кубовая набойка


    Кружево

        Современное кружевоплетение развивается в старинных прославленных центрах — Вологде, Ельце, Советске (бывшей слободе Кукарке), Михайлове, Киришах. В каждом из них в традиционной манере вручную коклюшками выплетаются сложные и красивые кружевные узоры. Наиболее декоративным является вологодское кружево. Крупный густой узор выявляется здесь плотной извивающейся белой тесьмой — полотнянкой, называемой вилюшкой. Крупные растительные мотивы, розетки, трилистники, образуя самые различные композиции, вырисовываются на легкой сетке фона. Елецкое кружево отличается большим изяществом и легкостью. Строгая простота узора кировского кружева роднит его с вологодским, а по легкости и тонкости разработок оно сходно с елецким.

        В последнее время узоры стали обогащаться фоновой сеткой, насыщенной орнаментальными мотивами. Цветное кружево Михайловского района Рязанской области отличается не только своей яркой декоративностью, но и иной техникой плетения. В готовых изделиях кружево сочетается с рязанской вышивкой или узорным ткачеством. Особый интерес представляет тонкое кружево, шитое иглой. Оно производится в городе Кадоме Рязанской области. На мелкой ажурной сетке фона четко обрисовываются ромбовидные геометрические фигуры с розетками, звездочками, кругами. Заполненные мелкой штопкой и обведенные белыми нитками эти узоры воспринимаются нежным белым силуэтом. Тонкое соотношение легкого ажура фона к более плотному белому узору придает кружеву особую воздушность и изящество.

    В.Д. Веселова (Индичева). Покрывало. 1954. Фраг. Вологодская кружевная артель. Г. Вологда
    В.Д. Веселова (Индичева). Покрывало. 1954. Фраг. Вологодская кружевная артель. Г. Вологда
    Н.П. Давыдова (Шрейдер). Штора. 1951. Фраг. Елецкий промсоюз кружевниц. Г. Елец, Липецкая обл.
    Н.П. Давыдова (Шрейдер). Штора. 1951. Фраг. Елецкий промсоюз кружевниц. Г. Елец, Липецкая обл.
    Е.В. Шембакова. 1958. Фраг. Кадомская кружевная артель «Пробуждение», г. Кадом, Рязанской обл.
    Е.В. Шембакова. 1958. Фраг. Кадомская кружевная артель «Пробуждение», г. Кадом, Рязанской обл.
    А.А. Гужавина. Покрывало «Круги». 1956. Фраг. Советская кружевная артель г. Советск, Кировской обл.
    А.А. Гужавина. Покрывало «Круги». 1956. Фраг. Советская кружевная артель г. Советск, Кировской обл.
         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru