Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Набойка и кружево XVII - XX в.
Набойка |
Издавна на Руси знали способ украшения тканей с помощью резных деревянных досок — манер. Делались они целиком из дерева, узор резался с обеих сторон. В XVII веке набивные доски были очень массивными, размер каждой из сторон доски иногда достигал 50 сантиметров. Большую деревянную доску намазывали масляной краской, накладывали сверху смоченный холст и прокатывали деревянным вальком, чтобы узор отпечатался на ткань. Такая ткань называлась набойкой. В XVII веке набивные ткани благодаря их красочности и сравнительной дешевизне широко применялись в быту русского народа. Из набивной ткани не только шили одежду, но и знамена, шатры, занавесы, церковные облачения.
Образцы набойки XVII в. отличаются пышностью растительного орнамента со сложными мотивами фантастических цветов, декоративных листьев и стеблей. Набойке XVIII века присущи легкость и изящество цветочных форм, тонкая разделка деталей. Условно орнамент набойки можно разделить на два вида. Простейшие узоры набивных тканей представляют собой сочетание несложных геометрических элементов - кружочки, крестики и т.д. Иногда геометрические узоры чередовались с растительными мотивами - цветами, ягодами, листьями.
|
Образец набивной ткани. XVII в. Лён. Набойка |
Образец набивной ткани. XVIII в. Лён. Набивные доски. Дерево. Металл |
Образец набивной ткани. XVIII в. Лён. Набойка |
Образец ткани. XVIII в. Лён. Набойка |
В XIX веке русская набойка получила дальнейшее развитие. Из набивной ткани изготавливали платки, сарафаны, знаменитые русские шали. В XIX веке вновь стали возвращаться к печати набойки с простыми мелкими узорами по темно-синему кубовому фону (название от куба, в котором разводили краску).Самое излюбленное цветовое сочетание крестьянской набойки в XIX веке было синее с белым. Набивная скатерть, привезенная из Каргопольского района Архангельской области орнаментирована крупными белыми звездами и птицами. Русская набойка XIX века широко представлена произведениями Русского Севера.
|
Образец набивной ткани. XIX в. Архангельская обл. река Лизень. Лён. Набойка |
Набивная ткань и набивная доска. XIX в. |
Платок ситцевый. Конец XIX в. Иваново |
Сарафан «набивальник». XIX в. Архангельская обл. Кубовая набойка |
Кружево
|
Современное кружевоплетение развивается в старинных прославленных центрах — Вологде, Ельце, Советске (бывшей слободе Кукарке), Михайлове, Киришах. В каждом из них в традиционной манере вручную коклюшками выплетаются сложные и красивые кружевные узоры. Наиболее декоративным является вологодское кружево. Крупный густой узор выявляется здесь плотной извивающейся белой тесьмой — полотнянкой, называемой вилюшкой. Крупные растительные мотивы, розетки, трилистники, образуя самые различные композиции, вырисовываются на легкой сетке фона. Елецкое кружево отличается большим изяществом и легкостью. Строгая простота узора кировского кружева роднит его с вологодским, а по легкости и тонкости разработок оно сходно с елецким.
В последнее время узоры стали обогащаться фоновой сеткой, насыщенной орнаментальными мотивами. Цветное кружево Михайловского района Рязанской области отличается не только своей яркой декоративностью, но и иной техникой плетения. В готовых изделиях кружево сочетается с рязанской вышивкой или узорным ткачеством. Особый интерес представляет тонкое кружево, шитое иглой. Оно производится в городе Кадоме Рязанской области. На мелкой ажурной сетке фона четко обрисовываются ромбовидные геометрические фигуры с розетками, звездочками, кругами. Заполненные мелкой штопкой и обведенные белыми нитками эти узоры воспринимаются нежным белым силуэтом. Тонкое соотношение легкого ажура фона к более плотному белому узору придает кружеву особую воздушность и изящество.
В.Д. Веселова (Индичева). Покрывало. 1954. Фраг. Вологодская кружевная артель. Г. Вологда |
Н.П. Давыдова (Шрейдер). Штора. 1951. Фраг. Елецкий промсоюз кружевниц. Г. Елец, Липецкая обл. |
Е.В. Шембакова. 1958. Фраг. Кадомская кружевная артель «Пробуждение», г. Кадом, Рязанской обл. |
А.А. Гужавина. Покрывало «Круги». 1956. Фраг. Советская кружевная артель г. Советск, Кировской обл. |
| |