Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв (стр.1)

        Бурный подъём ювелирного искусства в XVIII в. был, в определённой степени, связан с привлечением большого числа ювелиров из Европы и организацией гранильных фабрик. Из ювелирных изделий, поднесенных Троице-Сергиеву монастырю, надо отметить шесть золотых дробниц со святыми образами, осыпанных алмазами и рубинами. Две из них послужили основами для драгоценных панагий. Одна из них сохранилась в первоначальном виде: на четырехугольную пластину с эмалевыми изображениями евангелистов был укреплен крест с Распятием и запоны с алмазами. Драгоценной панагией одарила императрица Анна Иоанновна своего духовника архимандрита Варлаама (Высоцкого). По внешнему облику изделие напоминает геральдический щит европейского образца, в центре которого под янтарь встроена костяная пластина со сценой Тайной вечери.

        При Екатерине II к своему 50-летию архиепископ Платон был пожалован саном митрополита Московского и Калужского, а троицкие власти ознаменовали это подношением ему панагии, на оборотной стороне которой выгравирована памятная дата и инициалы «ПММ». Для создания панагии были использованы ризничные драгоценности, а для основы выбрана византийская камея XII в. Древнюю камею ювелир оформил сканым золотым орнаментом и цветными камнями - материалами и техникой, которые особенно ценились в исчезнувшей византийской культуре Интерес к диковинным камням проявился и в создании бриллиантовой панагии - личной вещи московского митрополита.
    Панагия. Распятие с евангелистами. Россия. Первая треть XVIII в. Вклад императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.
    Панагия. Распятие с евангелистами. Россия. Первая треть XVIIIв. Вклад императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.
    Панагия. Тайная вечеря. Санкт-Петербург (?). Первая треть XVIII в. Подарок императрицы Анны Иоанновны архимандриту Троице-Сергиева монастыря Варлааму (Высоцкому) в 1734 г.
    Панагия. Тайная вечеря. Санкт-Петербург (?). Первая треть XVIII в. Подарок Анны Иоанновны архимандриту Варлааму в 1734 г.
    Панагия. Распятие. Москва или Санкт-Петербург. 1784 г. Принадлежала Платону (Левшину) митрополиту Московскому и Коломенскому
    Панагия. Распятие. Москва или Санкт-Петербург. 1784 г. Принадлежала Платону (Левшину)
    Панагия. Богоматерь в молении. Москва. Мастер И.П. Краг. 1787 г. Принадлежала Платону (Левшину) митрополиту Московскому и Коломенскому.
    Панагия. Богоматерь в молении. Москва. Мастер И.П. Краг. 1787 г. Принадлежала Платону (Левшину)
        Часть предметов из коллекции монастыря XVIII в. принадлежала Платону (Левшину), митрополиту Московскому и Коломенскому. Нередко они дарились ему императрицей Екатериной II. К ним относится и солоница (ладоница), выполненная мастером А.И. Ратковым. Особый интерес представляет дарохранительница, происхождение которой до сих пор остается загадочным. Созданная как ларец, она позднее переделана в соответствии с новым назначением. Единственная её аналогия хранится в Павловском дворце, бывшем резиденцией Марии Федоровны.

        Драгоценная вещь могла быть личным подарком митрополиту Платону императрицы, оказывавшей неоднократно ему знаки уважения. Но какова бы ни была история ларца, это действительно «царственное» произведение, все изукрашенное сканью, эмалью, драгоценными камнями. Необычный по форме и материалам потир, также находящийся в коллекции музея, изготовлен с использованием свинцового гранёного хрусталя, золочения, чеканки и гравировки.
    Распятие. Крест наперстный. Середина XVIII в. Троице-Сергиева Лавра.
    Распятие. Крест наперстный.
    Середина XVIII в. Троице-Сергиева Лавра.
    Солоница (ладоница). Москва. Мастер А.И. Ратков. 1787 г. Подарок императрицы Екатерины II Платону (Левшину), митрополиту Московскому и Коломенскому
    Солоница (ладоница). Москва. Мастер А.И. Ратков. 1787 г. Подарок Екатерины II Платону (Левшину)
    Дарохранительница. Россия. Конец XVII – первая половина XVIII в. Вклад митрополита Платона в 1789 г.
    Дарохранительница. Россия.
    Конец XVII – первая половина XVIII в. Вклад митрополита Платона в 1789 г.
    Потир. Россия. Конец XVIII – начало XIX в. Вклад митрополита Платона (Левшина)
    Потир. Россия. Конец XVIII – начало XIX в.
    Вклад митрополита Платона (Левшина)
        На протяжении всего периода XVIII в. чеканка оставалась традиционным приёмом украшения окладов книг и икон, литургических сосудов и светской посуды. Необычайно сложно выполнен позолоченный оклад 1754 г. На большом Евангелии 1689 г. Он украшен многочисленными чеканными барочными картушами. Оклад был исполнен серебряником и финифтяником Троице-Сергиевой Лавры.

        Финифтяные дробницы этого мастера включены в систему украшений митры середины XVIII в. с циклом Страстей и потира 1788 года. С именами известных московских и петербургских серебряников Г.И. Серебренникова, П.Т. Воробья, К.И. Элерса, А.И.Раткова связан ряд прекрасных драгоценных произведений. Различные виды материалов и техник использовались при изготовлении, например, митры. Это бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебро, золотая канитель, шитьё, низание, чеканка, резьба, золочение, огранка, живописная эмаль.
    Оклад на Евангелие. Лицевая сторона. 1754 г. Троице-Сергиева лавра. Серебро, чеканка, золочение, эмаль.
    Оклад на Евангелие. Лицевая сторона.1754 г. Троице-Сергиева лавра.
    Оклад на Евангелие. Оборотная сторона. 1754 г. Троице-Сергиева лавра. Серебро, чеканка, золочение, эмаль.
    Оклад на Евангелие. Оборотная сторона. 1754 г. Троице-Сергиева лавра.
    Митра. Середина XVIII в. Троице-Сергиева лавра.
    Митра. Середина XVIII в. Троице-Сергиева лавра.
    Потир. 1788 г. Москва. Мастер Е.П. Кузов. Вклад графа Шереметьева в 1789 г.
    Потир. 1788 г. Москва. Мастер Е.П. Кузов.
    Вклад графа Шереметьева в 1789 г.




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru