Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Европейское серебро XIV – XIX веков (стр.1) |
В Музейное собрание европейского серебра, не отличаясь полнотой, все же дает определенное представление об уровне и качестве золото-серебряного дела ряда европейских центров на примере далеко не рядовых произведений. Многие изделия в собрании являются редкими, а порой и уникальными памятниками своего времени. В их число входит один из самых ранних в музеях нашей страны немецкий ПОТИР первой трети XIV века, лиссабонское БЛЮДО конца XV века — времени расцвета португальской культуры, английское серебро эпохи Елизаветы I.
Хронологические рамки коллекции достаточно широки — от XIV до начала XX века, стилевой диапазон — от готики до модерна. И в количественном, и в качественном отношении наиболее интересны для исследователей изделия немецких и английских мастеров. Отдельными предметами представлено искусство португальских, голландских, шведских, польских серебряников. К XVIII-XIX векам относятся лишь единичные экспонаты работы бельгийских и французских ювелиров.
|
Потир. Германия. 1330-1340-е гг. |
Блюдо. Португалия. Конец XV в.
|
Немецкое серебро XIV – XIX веков |
Наиболее полно в музейном собрании представлена коллекция работ мастеров золотого и серебряного дела Германии. Это закономерно — немецкому художественному металлу принад¬лежит видное место в истории западноевропейского прикладного искусства XV-XVII веков. Коллекция Сергиево-Посадского музея, помимо изделий таких крупнейших центров, как Нюрнберг, Аугсбург, Гамбург, включает отдельные произведения (или даже фрагменты изделий) мастеров Любека, Дрездена, Лейпцига, Эссена, Мюнстера, Ростока, Бреслау.
Самая ранняя работа немецких серебряников в составе коллекции — потир первой трети XIV века, вложенный в Троицкий монастырь царем Иваном Грозным. Этот готический сосуд является редким, едва ли не единственным памятником своего рода в наших музейных собраниях.
Нюрнберг. Коллекция нюрнбергского серебра представлена работами второй половины XVI — первой трети XVII века. С точки зрения стиля это произведения эпохи Ренессанса и барокко. В Нюрнберге эта эпоха считается временем расцвета ювелирного мастерства, временем массового производства изделий из благородных металлов и их широкого распространения в самой Германии и далеко за ее пределами. Из всех видов изделий в коллекции представлены самые характерные предметы творчества нюрнбергских серебряников — кубки. В России с конца XVI века именно кубок — серебряный, позолоченный, как правило, немецкой работы, — был наиболее значимым и ценным подарком среди высшей знати. В собрании музея есть кубки работы мастеров Николауса Шмидта, Каспара и Ганса Бойтмюллеров.
|
Кубок. Германия. 1612-1626 гг. Мастер Генрих Мак. |
Кубок. Германия. Первая половина XVII в. Мастер Ганс Бойтмюллер. |
Блюдо. Германия. 1580-1634 гг. Мастер Ханс Линд.
|
Аугсбург. Другой центр немецкого серебряного производства — Аугсбург — в коллекции представлен более разнообразным кругом предметов конца XVI — начала XVIII века. Как крупный центр серебряного производства Аугсбург формировался во второй половине XVI века, в эпоху позднего Возрождения. Аугсбургские мастера эпохи Возрождения создавали целые альбомы образцов форм и серии листов с орнаментами для златокузнецов и серебряников. Пример их использования — кубок аугсбургского мастера с клеймом «Перекрещенные топорики». К произведениям позднеренессансного аугсбургского серебра можно отнести пунцированный золоченый кубок с чашей яйцевидной формы.
Вторая половина XVII-ro и первая половина XVIII века стали временем наивысшего расцвета искусства аугсбургских серебряников, активно осваивавших новые декоративные мотивы и узоры в столовом серебре. Немногочисленные памятники коллекции демонстрируют богатство и разнообразие барочной орнаментики. В собрании музея к такого рода произведениям можно отнести барочное блюдо-лохань аугсбургского мастера Ханса Якоба I Баура. Блюдо вычеканено с неподражаемым блеском. Внушительных размеров, сияющее драгоценным металлом, с занимательным мифологическим сюжетом «Триумф Амфитриты», оно смотрится как великолепное декоративное панно. И в Европе, и в России такого рода «лохани» вешали на стены или выставляли на специальных поставцах в дворцовых залах.
|
Кубок. Германия. 1570-1575 гг. Мастер с клеймом «Перекрещенные топорики». |
Кубок. Германия. 1620-1625 гг. Мастер с монограммой «НЕ». |
Блюдо-лохань. Германия. 1645-1650 гг. Мастер Ханс Якоб I Баур.
|
Гамбург и другие немецкие города. Третий крупнейший центр немецкого художественного серебра, в собрании музея представлен несколькими предметами. В числе прочей утвари здесь хранятся три гамбургские кружки. Кружка — специфическая форма столовой посуды, появившаяся в культуре немецкого Возрождения. Высокий цилиндрический сосуд на низком основании или без него, обязательно с крышкой и ручкой, в Германии получил повсеместное распространение. Одна из кружек украшена сплошным гравированным узором с сюжетными композициями.
В XVI-XVII веках немецкие мастера искусно работали не только с серебром, но и с самыми разнообразными материалами, часто экзотическими: камнем, горным хрусталем, кокосом, янтарем, перламутром. Изделия такого рода были известны в Европе с античных времен. Пример тому — кубок с чашей из яшмы. Сосуды из яшмы и в Европе, и в России ценились не только за красоту камня, прозрачного в тонком слое и разнообразного по цвету.
Немецкое серебро эпохи классицизма представлено в собрании музея чернильным прибором работы дрезденского мастера третьей четверти XVIII века. Чернильница выполнена в форме античной урны на прямоугольном основании. Образцами для такого рода произведений служили античные изделия, найденные во время археологических раскопок в итальянских городах Геркулануме и Помпеях.
В собрании музея образец так называемой «стилевой формы», то есть выполненной в определенном стиле прошлого, — рокайльный чайник. Его округлое тулово с удлиненным горлом и волнистой поверхностью, игривый растительно-цветочный декор с мотивом раковины («рокайль») воспроизводят формы стиля рококо.
|
Кружка. Германия. Конец XVII века. |
Кубок. Германия. Вторая половина XVI в. Мастер с монограммой «НР». |
Чернильный прибор. Дрезден. Вторая половина XVIII в. Неизвестный мастер. |
Чайник. Германия. Фирма М.Х. Вилькенс и сыновья. 1886-1896 гг.
|
|