Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Золото-серебряное кружево XVII— начала XX века (стр.1) |
На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа. Коллекция золото-серебряного кружева Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывает около 150 единиц хранения. В нее входят образцы мерного кружева и предметы церковного культа, в декоративном убранстве которых наряду с золотным и жемчужным шитьем немалую роль играло кружево, плетенное из золотных и серебряных нитей. Часть коллекции составляют вклады в Троице-Сергиев монастырь.
Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы. На всем протяжении XVII и в первой половине XVIII века кружево ввозилось в Россию в больших количествах, причем не только готовые изделия, но и высококачественные золотные и серебряные нити, которые использовались мастерицами в шитье и кружевоплетении. Любовь к золото-серебряному кружеву и его широкое распространение на Руси, особенно в XVII веке, объясняется прежде всего тем, что оно по своим декоративным качествам прекрасно гармонировало с крупноузорными тяжелыми тканями, бытовавшими в то время, со свободным покроем одежд и с великолепным жемчужным и золотным шитьем, достигшим расцвета в XVII столетии. Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.
О том, насколько широко золото-серебряное кружево применялось в церковном обиходе, свидетельствуют Описи Троице-Сергиева монастыря XVII— начала XX века. Так, в самой ранней из сохранившихся монастырской Описи 1641 года значится 15 произведений с кружевом, в том числе находившиеся в ризнице «четыре покрова бархат червчат гладкой, а на них кресты низаны жемчугом кафимским в одну прядь, а около жемчугу веревочка делана канителью. По краям нашиты кружева золотные плетены. Дача царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси». В Описи 1735 года упомянуто около 30 произведений с кружевом, в Описи 1756 года — более 50 и т.д.
Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились талантливые мастерицы. Самые ранние из произведений золото-серебряного кружева в собрании музея относятся ко второй половине — концу XVII века. Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана — типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия. Наиболее характерны эти мотивы для кружева фламандского типа. Кружево с изображениями гвоздики и тюльпана составляет одну из основных групп узоров в собрании музея.
|
Фелонь. Золото-серебряное кружево на подоле. Конец XVII в. Вложена в Троице-Сергиев монастырь в 1699 г. боярином А.С.Шейном |
Набедренник (фрагмент). Орнамент серебряного края. Третья четверть XVII в. |
Фелонь (фрагмент). Золото-серебряный кружевной край. Конец XVII в. Вложена в Троице-Сергиев монастырь в 1700 г боярином А.С.Шеином |
Покровец (фрагмент). Золотно-серебряный край. Конец XVII в.
|
Наиболее полно в собрании музея представлены образцы кружева XVIII века. Конкретными данными о центрах золото-серебряного кружевоплетения того времени мы, к сожалению, не располагаем. Можно лишь предполагать, что этим промыслом продолжали заниматься в царских мастерских, женских монастырях и купеческих семьях.
В XVIII веке в связи с распространением европейского костюма золото-серебряное кружево начинает постепенно исчезать из дворянского быта, а во второй половине столетия полностью вытесняется очень модным в Европе тонким нитяным кружевом. Однако в это же время золото-серебряное кружево широко используется в украшении предметов церковного обихода. Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным серебристым цветочным узором.
В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII—XIX веков.
|
Фелонь (фрагмент). Серебристое кружево. 1-я половина XVIII в. |
Воздух зелёной парчи. По краям пришито серебряное кружево-аграмант. Середина XVIII в. |
Пелена (фрагмент). На среднике – крест из золотного аграманта. Середина XVIII в.
|
Растительно-геометрические орнаменты второй половины — конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект. Этот прием характерен только для русского металлического кружевоплетения с его стремлением к красочности. Появляется так называемое кружево-сетка. Как например сулок среброзолочёной сетки с монограммой митрополита Платона. По краям сулка идёт серебристая бахрома.
Особую группу в собрании музея составляет кружево XVIII века западно-европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d'Espagne». Стоившее очень дорого, это кружево было доступно только представителям привилегированных сословий, в среде которых пользовалось большой популярностью. «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике. Предназначались они, как правило, для украшения женских платьев и шляпок, мужских камзолов.
В собрании музея с отделкой «подышпанами» представлены исключительно предметы церковного обихода. Оно украшает пелену красного атласа с жемчужным Голгофским крестом и орнаментальной каймой, вложенную в Троице-Сергиев монастырь в 1638 году по думном дьяке И.Т.Грамотине. Кружево, пришитое, вероятно, в первой половине XVIII века, не нарушило композиционной целостности произведения. Кружевом-гипюром обшит также представленный покровец европейского шитья из розового атласа.
|
Сулок. Среброзолочёная сетка. Конец XVIII в. |
Пелена «Крест на Голгофе». Середина XVII в. Кружево. 1-я половина XVIII в. Западная Европа |
Покровец. Кружево-гипюр. XVIII в. Западная Европа
|
|