Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Золото-серебряное кружево XVII— начала XX века (стр.1)

        На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа. Коллекция золото-серебряного кружева Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывает около 150 единиц хранения. В нее входят образцы мерного кружева и предметы церковного культа, в декоративном убранстве которых наряду с золотным и жемчужным шитьем немалую роль играло кружево, плетенное из золотных и серебряных нитей. Часть коллекции составляют вклады в Троице-Сергиев монастырь.

        Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы. На всем протяжении XVII и в первой половине XVIII века кружево ввозилось в Россию в больших количествах, причем не только готовые изделия, но и высококачественные золотные и серебряные нити, которые использовались мастерицами в шитье и кружевоплетении. Любовь к золото-серебряному кружеву и его широкое распространение на Руси, особенно в XVII веке, объясняется прежде всего тем, что оно по своим декоративным качествам прекрасно гармонировало с крупноузорными тяжелыми тканями, бытовавшими в то время, со свободным покроем одежд и с великолепным жемчужным и золотным шитьем, достигшим расцвета в XVII столетии. Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.

        О том, насколько широко золото-серебряное кружево применялось в церковном обиходе, свидетельствуют Описи Троице-Сергиева монастыря XVII— начала XX века. Так, в самой ранней из сохранившихся монастырской Описи 1641 года значится 15 произведений с кружевом, в том числе находившиеся в ризнице «четыре покрова бархат червчат гладкой, а на них кресты низаны жемчугом кафимским в одну прядь, а около жемчугу веревочка делана канителью. По краям нашиты кружева золотные плетены. Дача царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси». В Описи 1735 года упомянуто около 30 произведений с кружевом, в Описи 1756 года — более 50 и т.д.

        Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились талантливые мастерицы. Самые ранние из произведений золото-серебряного кружева в собрании музея относятся ко второй половине — концу XVII века. Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана — типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия. Наиболее характерны эти мотивы для кружева фламандского типа. Кружево с изображениями гвоздики и тюльпана составляет одну из основных групп узоров в собрании музея.
    Фелонь. Золото-серебряное кружево на подоле. Конец XVII в. Вложена в Троице-Сергиев монастырь в 1699 г. боярином А.С.Шейном
    Фелонь. Золото-серебряное кружево на подоле. Конец XVII в. Вложена в Троице-Сергиев монастырь в 1699 г. боярином А.С.Шейном
    Набедренник (фрагмент). Орнамент серебряного края. Третья четверть XVII в.
    Набедренник (фрагмент). Орнамент серебряного края. Третья четверть XVII в.
    Фелонь (фрагмент). Золото-серебряный кружевной край. Конец XVII в. Вложена в Троице-Сергиев монастырь в 1700 г боярином А.С.Шеином.
    Фелонь (фрагмент). Золото-серебряный кружевной край. Конец XVII в. Вложена в Троице-Сергиев монастырь в 1700 г боярином А.С.Шеином
    Покровец (фрагмент). Золотно-серебряный край. Конец XVII в.
    Покровец (фрагмент). Золотно-серебряный край. Конец XVII в.
        Наиболее полно в собрании музея представлены образцы кружева XVIII века. Конкретными данными о центрах золото-серебряного кружевоплетения того времени мы, к сожалению, не располагаем. Можно лишь предполагать, что этим промыслом продолжали заниматься в царских мастерских, женских монастырях и купеческих семьях.

        В XVIII веке в связи с распространением европейского костюма золото-серебряное кружево начинает постепенно исчезать из дворянского быта, а во второй половине столетия полностью вытесняется очень модным в Европе тонким нитяным кружевом. Однако в это же время золото-серебряное кружево широко используется в украшении предметов церковного обихода. Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII—XIX веков.
    Фелонь (фрагмент). Серебристое кружево. 1-я половина XVIII в.
    Фелонь (фрагмент). Серебристое кружево. 1-я половина XVIII в.
    Воздух зелёной парчи. По краям пришито серебряное кружево-аграмант. Середина XVIII в.
    Воздух зелёной парчи. По краям пришито серебряное кружево-аграмант. Середина XVIII в.
    Пелена (фрагмент). На среднике – крест из золотного аграманта. Середина XVIII в.
    Пелена (фрагмент). На среднике – крест из золотного аграманта. Середина XVIII в.
        Растительно-геометрические орнаменты второй половины — конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект. Этот прием характерен только для русского металлического кружевоплетения с его стремлением к красочности. Появляется так называемое кружево-сетка. Как например сулок среброзолочёной сетки с монограммой митрополита Платона. По краям сулка идёт серебристая бахрома.

        Особую группу в собрании музея составляет кружево XVIII века западно-европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d'Espagne». Стоившее очень дорого, это кружево было доступно только представителям привилегированных сословий, в среде которых пользовалось большой популярностью. «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике. Предназначались они, как правило, для украшения женских платьев и шляпок, мужских камзолов.

        В собрании музея с отделкой «подышпанами» представлены исключительно предметы церковного обихода. Оно украшает пелену красного атласа с жемчужным Голгофским крестом и орнаментальной каймой, вложенную в Троице-Сергиев монастырь в 1638 году по думном дьяке И.Т.Грамотине. Кружево, пришитое, вероятно, в первой половине XVIII века, не нарушило композиционной целостности произведения. Кружевом-гипюром обшит также представленный покровец европейского шитья из розового атласа.
    Сулок. Среброзолочёная сетка. Конец XVIII в.
    Сулок. Среброзолочёная сетка. Конец XVIII в.
    Пелена «Крест на Голгофе». Середина XVII в. Кружево. 1-я половина XVIII в. Западная  Европа
    Пелена «Крест на Голгофе». Середина XVII в. Кружево. 1-я половина XVIII в. Западная Европа
    Покровец. Кружево-гипюр. XVIII в. Западная Европа
    Покровец. Кружево-гипюр. XVIII в. Западная Европа




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru