Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности.
Исполнявшиеся по индивидуальному заказу профессиональными городскими ремесленниками, эти вещи имели всегда особое значение для владельцев. Они понимались как своего рода обереги, призванные защитить человека от всевозможных бед, обезопасить его жизнь. Как правило, эти резные иконки и кресты украшались искусными драгоценными оправами. Наряду с живописными иконами, шитыми пеленами и покровами произведения мелкой пластики очень ценились и давались вкладами в монастыри. По своему содержанию изображения передают многообразие русской иконографии.Коллекция в основном составлена из произведений XIV-XVII вв., отдельные же ее экземпляры относятся к еще более древнему времени — XI—XIII вв.
Ценность коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника состоит в том, что это одно из самых полных собраний подобного рода в нашей стране, представленное лучшими образцами. Сохранившиеся монастырские документы позволяют не только точно датировать многие памятники, но и раскрыть историческую символику сюжетов, изображенных на них. Коллекция дает последовательное представление о развитии этого вида москов
ского ремесла и знакомит с целым рядом интересных произведений, связанных с художественной культурой Рязани, Владимиро-Суздальской земли, Новгорода и Твери.
Богоматерь Одигитрия и Никола Зарайский. Нагрудная иконка. XIII в. Рязань. Лицевая сторона (слева). Оборотная сторона (справа) |
Борис и Глеб, Фёдор, Никола и Григорий. Нагрудная иконка. 1-я половина XIV в. Муром. Лицевая сторона. Оборотная сторона
|
Историческую значимость отдельных предметов, а также принадлежность разным категориям лиц определяло место их хранения. Нагрудные кресты и иконы, как фамильные «святости», иногда имевшие изображения патрональных святых, подвешивались к окладам наиболее чтимых в монастыре икон. Особенно много таких привес было у икон с изображением Троицы и Сергия «с житием» в иконостасе Троицкого собора. Нагрудные иконы, кресты и панагии, принадлежавшие высшим духовным лицам монастыря, хранились в монастырской ризнице. В монастырской Казне находились вклады монастырских служек и слуг, Троицких старцев, приходских священников. Многие вещи, в том числе редкие образцы ранней платики, реквизированные Иваном Грозным у опальных князей и бояр, хранила так называемая «коробья новгородская».
Древнейшую часть коллекции составляют каменные иконки XIII-XIV вв., выполненные из мягких пород сланцев, шифера, талька. Мелкая пластика этого времени, в которой сохранялись и домонгольские традиции, и отчетливо проявлялись особенности отдельных художественных школ, отличалась разностильностью. Очень характерен ограниченный, но часто встречающийся круг сюжетов, где изображались главным образом Богоматерь, Христос, Никола, Георгий, Никита.
|
Георгий Победоносец. Нагрудная иконка. XIV в. Новгород |
Георгий Победоносец. Нагрудная иконка. XIV в. Новгород |
Никола, Козьма, Демьян. Нагрудная иконка. XIV в. Новгород |
Иконографии московской мелкой пластики XIV- XV вв. нашли отражение местно чтимые святые, наиболее популярные храмовые праздники, патрональные святые. Огромное распространение получили каменные иконки с резным изображением конного Георгия. Развитие культа этого святого в московских землях, возможно, связано с именем основателя Москвы - князя Юрия Долгорукого ставившего много церквей в честь своего святого патрона. В произведениях московского круга нередко на одной стороне изображается конный Георгий, а на другой – Николай Мирликийский, которого на Руси звали Никола. Такова одна из ранних московских шиферных иконок XIV в.
|
Георгий Победоносец и Никола. Нагрудная иконка. XIV в. Москва. Лицевая сторона. Оборотная сторона |
Успение Богоматери, Никола. Евангелисты и избранные святые. Нагрудная иконка. 80-е годы XIV в. Москва. Лицевая сторона. Оборотная сторона
|
Рсцвет миниатюрной резьбы по дереву связан с творчеством Амвросия, жившего в Троице-Сергиевом монастыре во второй половине XV в. Искусство этого мастера по силе своей выразительности, глубине содержания и совершенству техники стоит в одном ряду с творениями лучших иконописцев. Впервые в это время в тонкой резной миниатюре из дерева появляются сложные многофигурные композиции. В 1456 г. по заказу игумена Троицкого монастыря Вассиана Амвросий выполнил трехстворчатую икону-складень из орехового дерева в золотой сканной оправе - ковчеге.
|
Предстоящие у креста и праздники. Икона-складень. 1456 г. Работа Амвросия. Внешний вид |
Предстоящие у креста и праздники. Икона-складень. 1456 г. Работа Амвросия. Внутренний вид. Фрагмент |
Ковчег-мощевик. 1463 г. Работа Амвросия (?). Внешний вид
|
Амвросием в технике сквозной резьбы выполнены миниатюры, вставленные в прямоугольные ковчежцы на лицевой и оборотной стороне напрестольного креста из орехового дерева. На лицевой стороне помещены: Троица, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение; на обороте - Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Воскресение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богоматери, Явление Богоматери Сергию, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Много общего с работами Амвросия обнаруживает маленькая панагия, вырезанная из дуба и заключенная в серебряную золоченую сканную оправу.
|
|
Напрестольный крест. 2-я половина XV в. Лицевая сторона |
Напрестольный крест. 2-я половина XV в. Оборотная сторона |
Напрестольный крест. 2-я половина XV в. Фрагмент |
Распятие, Богоматерь Знамение, Троица. Панагия. 2-я половина XV в. Внешний вид. Внутренний вид |
|