Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Печатная графика XVIII – XIX вв. (стр.4)
|
Огромное количество листов выпускалось мелкими частными печатнями. В таких мастерских издавались виды, рисованные А.Скино, И.Балашовым, П.Борелем, И.Селезнёвым и множеством безымянных гравёров. Накануне 200-летия со дня основания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сооруженного патриархом Никоном как Российский Иерусалим, в 1852—1854 годах видами обители выполнили рисовальщик Дмитрий Струков и литограф Александр Скино.
Многочисленны изображения Троице-Сергиевой Лавры. Над видами обители преподобного Сергия Радонежского работали не только в России. Альбомы, в которые помещали отдельные виды Лавры или которые целиком посвящали ей, издавались и в Париже. Широко известен вид, литографированный Л.П.А.Бишебуа. Самый большой комплекс ведут Троице-Сергиевой Лавры и окрестностей выполнен в ее литографской мастерской. Сейчас известны некоторые имена рисовальщиков, участвовавших в исполнении этих листов. М.Гадалов работал над отдельными видами и обители, и скитов в 1849 —1861 годах.
Большую часть монастырских видов, как Лавры, так и других российских обителей, выполнил И.И.Старченков, который трудился в мастерской в 1861 —1883 годах.
|
Ил.33 - А. Скино. Мастерская Г.Кирстена. Вид Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с юго-западной стороны. 1854 г. Тоновая литография
Ил.34 - Л.П.А.Бишебуа. Мастерская Лемерсье в Париже. Вид Троице-Сергиевой Лавры с юго-востока. Литография
Ил.35 - М.Гадалов. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид Черниговского отделения при Гефсиманском ските. 1854 г.Литография
Ил.36 - И.М.Старченков. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид Троице-Сергиевой Лавры с юго-западной стороны. 1874 г.Тоновая литография, акварель
Литографская мастерская Троице-Сергиевой Лавры выпустила ведуты более сорока монастырей. Виды Введенской Оптиной пустыни, Святой горы Афон и Русского Андреевского скита на этой горе и многих других передавали изображения знаменитых, почитаемых, а сейчас иногда забытых и даже разрушенных монастырских ансамблей России.
В Москве была хорошо известна мастерская А.И.Абдуловской. В 1873 году она издала литографию с видом знаменитого Донского монастыря в Москве, который зарисован очень тщательно и показан с высокой точки зрения по схеме изобразительного перспективного плана.
|
Ил.37 - М.Гадалов (?) Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид успенского собора с соборной площади в Троице-Сергиевой Лавре. 1860 г. Тоновая литография
Ил.38 - И.И.Старченков. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид Козелъской Введенской Оптиной пустыни в Калужской губернии. 1876 г. Тоновая литография
Ил.39 - И.И.Старченков. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид Русского Андреевского скита на Афоне. 1872 г. Литография
Ил.40 - Неизвестный литограф. Мастерская А.И.Абдуловской. Вид Донского монастыря в Москве. 1873 г. Тоновая литография
|