Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Печатная графика XVIII – XIX вв. (стр.2)
Портретная гравюра
|
В музее хранятся 11 портретных гравюр, изданных знаменитым коллекционером 2-ой половины XVIII в. князем Александром Михайловичем Белосельским-Белозерским, и подаренных им в 1790 или в начале 1791 года Московскому митрополиту и священно-архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Платону (Левшину). В конце XVIII в. в небольшом архиерейском доме в Спасо-Вифанском монастыре, расположенном вблизи лавры и основанном Московским митрополитом Платоном Левшиным, была размещена личная коллекция иерарха, собранная, по всей видимости, из тех подарков, которые преподносились ему почитателями. Коллекция включала и гравюры, которых насчитывалось 47 листов русских и западноевропейских мастеров.
Гравированные портреты великокняжеской семьи Павла Петровича, Петра I, Екатерины II и русских исторических деятелей, располагались в парадном зале, гостиной и спальне. Вышеупомянутые 11 гравюр отражают особенности метода исторического гравированного портрета, в основе которого лежит образец, как правило, живописный или миниатюрный. Портреты исторических деятелей гравировались с более ранних оригиналов. За основу нередко брались различные картины, хранящиеся в европейских музеях.
Старые гравировальные доски использованы в листах с изображениями Нестора, князя Ярослава Мудрого, Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого, княгини Ольги, и композиции «Обручение царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной». В основе портрета Аники Строганова лежит картина Дж.Б.Пьяцетты «Юный знаменосец» 1720—1725 годах, находящаяся в Дрезденской картинной галерее и гравированная в мастерской Л.Цукки. В оригинальную доску внесена надпись на знамени – «Сибирь 1578», лицо «состарено» награвировкой бороды и усов.
|
Ил.9 - Неизвестный гравёр, перегравировка гравюры Хр.Ромштедта. Портрет Анны Ярославны, королевы Франции. Конец XVIII. Бумага, резец
Ил.10 - Неизвестный гравер, перегравировка гравюры В.Фоллино. Портрет летописца Нестора. 1780-е гг. Бумага, резец
Ил.11 - Неизвестный гравер, перегравировка гравюры А.Цукки. Портрет Аники Строганова. 1780-е гг. Бумага, резец
Ил.12 - Неизвестный гравер, перегравировка гравюры А.Цукки. Обручение царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны. 1780-е гг. Бумага, резец
Методом повторной перегравировки старых досок были выполнены портреты киевской княгини Ольги, князя Ярослава Мудрого и его дочери Анны, хотя на них указаны имена немецких граверов. В портрете Ярослава Мудрого, бросается в глаза полная компилятивность композиции, предметов интерьера и изображенного лица. Можно предположить, что Х.Ф. Спринк перегравировывал доску пока неизвестного королевского портрета более раннего времени.
Образцами для гравирования «Портрета князя А.Я.Хилкова» послужили живописные портреты, на которых Хилков изображен в длинном парике со спускающимися на спину и плечи локонами, с кружевной косынкой-жабо и в мантии. В гравированном портрете больше динамики благодаря более резкому развороту торса и головы. Авторским является портрет князя Я.Ф.Долгорукова — без имени мастера.
|
Ил.13 - Хр. Фр. Спринк. Портрет Великого князя Ярослава Мудрого. Бумага, резец
Ил.14 - Неизвестный гравер, перегравировка гравюры А.Хаккенауэра. Портрет великой киевской княгини Ольги. 1780 -1790-е гг. Бумага, резец
Ил.15 - Ж.-М.(?) Бернигерот. Портрет князя А.Я.Хилкова. Первая половина XVIII в. (?).Бумага, резец
Ил.16 - Неизвестный гравер. Портрет князя Я.Ф.Долгорукого. Конец XVIII в. Бумага, резец
К авторским гравюрам следует так же портреты Петра I и М.В.Ломоносова, портрет патриарха Филарета Никитича Романова, и портрет владельца этой маленькой коллекции Московского митрополита Платона Левшина. В основе этих оригинальных изображений — традиционные методы создания исторического портрета.
Портрет Петра I с посвящением Великому князю Александру Павловичу «А.К. Белосельским» — одна из лучших работ Иоганна-Фридриха-Морица Шрейера. Портрет Михаила Васильевича Ломоносова создавался на основе двух образцов. В композиции сидящего за столом ученого была использована схема портрета французского поэта Ж.Б. Руссо, гравированного И. Доле, по оригиналу И. Аведа.
По заказу князя Белосельского-Белозерского гравировался и портрет патриарха Филарета Романова, выполненный Иоганном Готлибом Зейфертом (1761—1824), который в 1780-х годах работал в Дрездене.
Включен в эту серию исторических портретов и прижизненный портрет митрополита Платона, решенный как портрет-аллегория, в котором медальон с изображением окружен аллегорическими фигурами. Он выполнен, вероятно, двумя мастерами — туринским и гравером Л. Вальпергом и дрезденским гравером Ф. Улеманом, обычно создававшим аллегории.
|
Ил.17 - И.-Фр.-М.Шрейер. Портрет Петра I.1790-е гг. Бумага, резец
Ил.18 - И.-Фр.-М.Шрейер. Портрет М.В.Ломоносова.1790-е гг. Бумага, резец
Ил.19 - И.Г.Зейферт. Портрет Патриарха Филарета Романова. 1790-е гг. Бумага, резец
Ил.20 - Л.Вольперга и Хр.Фр.Тр.Улеманн. Портрет Митрополита Московского и священно-архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Платона Левшина. Между 1787 и 1791 гг. Бумага, резец
|