Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Печатная графика XVIII – XIX вв. (стр.3)
|
Виды русских монастырей в гравюре и литографии
Среди многообразия произведений печатной графики можно выделить особую, связанную с ведутой, то есть видом того или иного архитектурного ансамбля снятым с натуры и доработанным в мастерской. В ведуте же есть и более узкое направление — изображение монастырского ансамбля. В большей части это гравюры, литографии и хромолитографии XIX в. Гравюры с видами монастырей в первую очередь появились в результате паломничества по Святым местам.
В начале XVIII в. Троице-Сергиев монастырь выступил заказчиком нескольких гравюр. Московский гравер Иван Федорович Зубов, младший брат известного петербургского гравера Алексея Зубова, вырезал по заказу архимандрита Варлаама Высоцкого на медных досках две иконы – «Вид Троице-Сергиева монастыря и преподобные Сергий и Никон Радонежские» и «Преподобный Сергий Радонежский». Известно несколько гравюр с видом Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря на Белом озере, созданных разными художниками. Лаврская коллекция включала и гравюры, хранившиеся в 60-е годы XVIII в. в Архимандричьем доме, где были размещены печатные иконы и парсуны, в том числе сохранившаяся большая гравюра Дмитрия Пастухова «Св. Зосима и Саваттий Соловецкие Чудотворцы с видом монастыря». Вид Спасо-Андронникова монастыря на Рогожской включен в состав серии московских ведут, гравированных офортом и раскрашенных акварелью в 1780—1790-х года хитальянским архитектором Франческо Кампорези, более сорока лет прожившего в России и трудившегося в древней столице.
В первой половине ХIX в. в области видового искусства работали выпускники ландшафтного класса Академии художеств. К плеяде крупных граверов принадлежали А.Г. Ухтомский, И.В. Чесский, С.Ф. Галактионов, И.Д. Телегин. Наибольшую ценность имеют несколько монастырских видов, происходящих из коллекции литографской мастерской Лавры. К 1812 г. относится вид Коневского Рождественского монастыря, выполненный академиком И.В. Чесским по рисунку живописца и рисовальщика Г.С. Сергеева. Гравюра отличается виртуозностью работы резцом и относится к раннему периоду творчества разностороннего художника, в то же время являясь наиболее ранним памятником графического искусства среди ведут XIX в. в музейном собрании.
|
Ил.21 - И.Ф.Зубов. Вид Троице-Сергиева монастыря с предстоящими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. После 1734 г. Резец
Ил.22 - Д.Пастухов. Вид Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря с предстоящими преп. Зосимой и Савватием Соловецкими и житием. Фрагмент. 1745 г. Офорт, резец
Ил.23 - Ф.Кампорези. Вид Спасо-Андронникова монастыря в Москве. 80—90- е гг. XVIII в. Офорт, акварель
Ил.24 - И.Б.Ческий. Вид Коневского Рождественского монастыря. 1812г. Резец
Крупнейший гравер первой половины XIX века, жизненный и творческий путь которого связан с Академией художеств, А.Г.Ухтомский несколько раз выполнял монастырские заказы для подношения высоким особам. Особенно эффектны виды Югской Дорофеевской и Саровской пустынь, отпечатанные в большой лист. Обширные панорамы в работах А.Г.Ухтомского отличает глубокое уравновешенное пространство, в котором на границе земного и небесного, в тишине уединения предстает монастырский ансамбль.
Более десяти монастырских видов можно насчитать в творческом наследии гравера Александра Афанасьева, работавшего в первой половине XIX века. Многие мастера работали над монастырскими видами лишь однажды. Среди них - С.Милославский, изобразивший Саввино-Сторожевский монастырь. В целом их ведуты представляют широкую панораму православной Руси, в культуре которой монастырский пейзаж был одной из важных частей национальной ландшафта.
|
Ил.25 - А.Г.Ухтомский. Вид Саровской Успенской пустыни. 1834 г. Резец
Ил.26 - А.Г.Ухтомский. Вид Югской Дорофеевской пустыни. 1824 г. Резец
Ил.27 - А.Афанасъев. Вид Симонова Успенского монастыря в Москве. 1841 г. Резец
Ил.28 - С.Милославский. Вид Саввино-Сторожевского монастыря. 1843 г. Рецец
С освоением литографии активизировалась издательская деятельность. Многие мастерские включали в свои издания монастырские виды. Наиболее существенная проблема литографированных видов – определение авторства. Как правило, имена мастеров проставлены в надписях лишь изредка. Их имена помогают восстановить архивы цензурных комитетов. В 40-е годы XIX века в типографии П.Поля-Пети была издана большая литография с видом Ахтырского Троицкого монастыря в Харьковской губернии. Ее литографировал Василий Барвитов, создав образ единого Божьего мира, в котором Божественный свет объединяет обитель горнего мира с миром земным. Николаевский монастырь Харьковской губернии был литографирован И.И.Старченковым в мастерской Троице-Сергиевой Лавры в 1866 году. Архитектурный ансамбль в стиле неоготика предстает как небесное виденье, открывшееся путнику в дали ровного пространства степи.
Известный Валаамский Спасо-Преображенский монастырь и Всехсвятский скит при нем были отлитографированы крупным мастером П.Борелем и изданы в печатне В.Дарленга в 1850 году по случаю открытия пароходного сообщения с дальним островом Ладожского озера. Поражает величием вид Успенской Святогорской пустыни в Харьковской губернии, изданный П.Полем-Пети в 1851 году в пользу монастыря. Автор этого листа неизвестен.
|
Ил.29 - В.Барвитов. Мастерская П.Поля-Пети. Вид Ахтырского Троицкого монастыря в Харьковской губернии. 1840-е гг. Тоновая литография
Ил.30 - И.И.Старченков. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид Верхо-Харьковского Николаевского монастыря. 1866. Тоновая литография
Ил.31 - Неизвестный литограф. Литографская мастерская П.Поля-Пети. С-Петербург. Вид Успенской Святогорской пустыни. 1851 г.
Ил.32 - П.Ф.Борель. Печатня В.Дарленга. Вид Всехсвятского скита при Валаамском монастыре. 1850 г. Литография
|