Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Печатная графика XVIII – XIX вв. (стр.3)

    Виды русских монастырей в гравюре и литографии

        Среди многообразия произведений печатной графики можно выделить особую, связанную с ведутой, то есть видом того или иного архитектурного ансамбля снятым с натуры и доработанным в мастерской. В ведуте же есть и более узкое направление — изображение монастырского ансамбля. В большей части это гравюры, литографии и хромолитографии XIX в. Гравюры с видами монастырей в первую очередь появились в результате паломничества по Святым местам.

        В начале XVIII в. Троице-Сергиев монастырь выступил заказчиком нескольких гравюр. Московский гравер Иван Федорович Зубов, младший брат известного петербургского гравера Алексея Зубова, вырезал по заказу архимандрита Варлаама Высоцкого на медных досках две иконы – «Вид Троице-Сергиева монастыря и преподобные Сергий и Никон Радонежские» и «Преподобный Сергий Радонежский». Известно несколько гравюр с видом Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря на Белом озере, созданных разными художниками. Лаврская коллекция включала и гравюры, хранившиеся в 60-е годы XVIII в. в Архимандричьем доме, где были размещены печатные иконы и парсуны, в том числе сохранившаяся большая гравюра Дмитрия Пастухова «Св. Зосима и Саваттий Соловецкие Чудотворцы с видом монастыря». Вид Спасо-Андронникова монастыря на Рогожской включен в состав серии московских ведут, гравированных офортом и раскрашенных акварелью в 1780—1790-х года хитальянским архитектором Франческо Кампорези, более сорока лет прожившего в России и трудившегося в древней столице.

        В первой половине ХIX в. в области видового искусства работали выпускники ландшафтного класса Академии художеств. К плеяде крупных граверов принадлежали А.Г. Ухтомский, И.В. Чесский, С.Ф. Галактионов, И.Д. Телегин. Наибольшую ценность имеют несколько монастырских видов, происходящих из коллекции литографской мастерской Лавры. К 1812 г. относится вид Коневского Рождественского монастыря, выполненный академиком И.В. Чесским по рисунку живописца и рисовальщика Г.С. Сергеева. Гравюра отличается виртуозностью работы резцом и относится к раннему периоду творчества разностороннего художника, в то же время являясь наиболее ранним памятником графического искусства среди ведут XIX в. в музейном собрании.

    И.Ф.Зубов. Вид Троице-Сергиева монастыря с предстоящими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. После 1734 г. Резец.
    Ил.21
    Д.Пастухов. Вид Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря с предстоящими преп. Зосимой и Савватием Соловецкими и житием. Фрагмент. 1745 г. Офорт, резец.
    Ил.22
    Ф.Кампорези. Вид Спасо-Андронникова монастыря в Москве. 80—90- е гг. XVIII в. Офорт, акварель.
    Ил.23
    И.Б.Ческий. Вид Коневского Рождественского монастыря. 1812г. Резец.
    Ил.24

    Ил.21 - И.Ф.Зубов. Вид Троице-Сергиева монастыря с предстоящими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. После 1734 г. Резец
    Ил.22 - Д.Пастухов. Вид Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря с предстоящими преп. Зосимой и Савватием Соловецкими и житием. Фрагмент. 1745 г. Офорт, резец
    Ил.23 - Ф.Кампорези. Вид Спасо-Андронникова монастыря в Москве. 80—90- е гг. XVIII в. Офорт, акварель
    Ил.24 - И.Б.Ческий. Вид Коневского Рождественского монастыря. 1812г. Резец

        Крупнейший гравер первой половины XIX века, жизненный и творческий путь которого связан с Академией художеств, А.Г.Ухтомский несколько раз выполнял монастырские заказы для подношения высоким особам. Особенно эффектны виды Югской Дорофеевской и Саровской пустынь, отпечатанные в большой лист. Обширные панорамы в работах А.Г.Ухтомского отличает глубокое уравновешенное пространство, в котором на границе земного и небесного, в тишине уединения предстает монастырский ансамбль.

        Более десяти монастырских видов можно насчитать в творческом наследии гравера Александра Афанасьева, работавшего в первой половине XIX века. Многие мастера работали над монастырскими видами лишь однажды. Среди них - С.Милославский, изобразивший Саввино-Сторожевский монастырь. В целом их ведуты представляют широкую панораму православной Руси, в культуре которой монастырский пейзаж был одной из важных частей национальной ландшафта.
    А.Г.Ухтомский. Вид Саровской Успенской пустыни. 1834 г. Резец.
    Ил.25
    А.Г.Ухтомский. Вид Югской Дорофеевской пустыни. 1824 г. Резец.
    Ил.26
    А.Афанасъев. Вид Симонова Успенского монастыря в Москве. 1841 г. Резец.
    Ил.27
    С.Милославский. Вид Саввино-Сторожевского монастыря. 1843 г. Рецец.
    Ил.28

    Ил.25 - А.Г.Ухтомский. Вид Саровской Успенской пустыни. 1834 г. Резец
    Ил.26 - А.Г.Ухтомский. Вид Югской Дорофеевской пустыни. 1824 г. Резец
    Ил.27 - А.Афанасъев. Вид Симонова Успенского монастыря в Москве. 1841 г. Резец
    Ил.28 - С.Милославский. Вид Саввино-Сторожевского монастыря. 1843 г. Рецец

        С освоением литографии активизировалась издательская деятельность. Многие мастерские включали в свои издания монастырские виды. Наиболее существенная проблема литографированных видов – определение авторства. Как правило, имена мастеров проставлены в надписях лишь изредка. Их имена помогают восстановить архивы цензурных комитетов. В 40-е годы XIX века в типографии П.Поля-Пети была издана большая литография с видом Ахтырского Троицкого монастыря в Харьковской губернии. Ее литографировал Василий Барвитов, создав образ единого Божьего мира, в котором Божественный свет объединяет обитель горнего мира с миром земным. Николаевский монастырь Харьковской губернии был литографирован И.И.Старченковым в мастерской Троице-Сергиевой Лавры в 1866 году. Архитектурный ансамбль в стиле неоготика предстает как небесное виденье, открывшееся путнику в дали ровного пространства степи.

        Известный Валаамский Спасо-Преображенский монастырь и Всехсвятский скит при нем были отлитографированы крупным мастером П.Борелем и изданы в печатне В.Дарленга в 1850 году по случаю открытия пароходного сообщения с дальним островом Ладожского озера. Поражает величием вид Успенской Святогорской пустыни в Харьковской губернии, изданный П.Полем-Пети в 1851 году в пользу монастыря. Автор этого листа неизвестен.

    В.Барвитов. Мастерская П.Поля-Пети. Вид Ахтырского Троицкого монастыря в Харьковской губернии. 1840-е гг. Тоновая литография.
    Ил.29
    И.И.Старченков. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид Верхо-Харьковского Николаевского монастыря. 1866. Тоновая литография.
    Ил.30
    Неизвестный литограф. Литографская мастерская П.Поля-Пети. С-Петербург. Вид Успенской Святогорской пустыни. 1851 г.
    Ил.31
    П.Ф.Борель. Печатня В.Дарленга. Вид Всехсвятского скита при Валаамском монастыре. 1850 г. Литография.
    Ил.32

    Ил.29 - В.Барвитов. Мастерская П.Поля-Пети. Вид Ахтырского Троицкого монастыря в Харьковской губернии. 1840-е гг. Тоновая литография
    Ил.30 - И.И.Старченков. Мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Вид Верхо-Харьковского Николаевского монастыря. 1866. Тоновая литография
    Ил.31 - Неизвестный литограф. Литографская мастерская П.Поля-Пети. С-Петербург. Вид Успенской Святогорской пустыни. 1851 г.
    Ил.32 - П.Ф.Борель. Печатня В.Дарленга. Вид Всехсвятского скита при Валаамском монастыре. 1850 г. Литография




    1      2      3      4     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru