Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв. (стр.3)

        Драгоценные и полудрагоценные самоцветы использовались при создании различных крестов и панагий. Целый зал отведен драгоценным вещам богослужебной практики, связанным с именем настоятеля (1821-1867) Троице-Сергиевой Лавры московского митрополита Филарета Дроздова. Эклектизм был синонимом культуры XIX в. Время его долговременного пастырства совпало с вниманием общества к национальным истокам. В церковном искусстве наиболее широкое распространение получил «русский стиль».

        Первый этап русского стиля (1830-1860) принято называть русско-византийским или археологическим. К археологическому направлению относится так называемый корсунский крест, принадлежавший наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию Медведеву. К этому же стилю относится, например, цата, в которую вмонтировали камею конца XVI в.Исторический романтизм вызвал к жизни такое явление, как воссоздание (реконструкция) древних раритетов.
    Крест наперстный. Середина XIX в.
    Крест наперстный. Середина XIX в.
    Цата 1869 г.
    Цата 1869 г.
    Панагия. Середина XIX в. Россия. Серебро, горный хрусталь, аметисты. Вклад почётного гражданина г. Канска Г.Ф. Машерова в 1850 г.
    Панагия. Середина XIX в. Россия. Серебро, горный хрусталь, аметисты. Вклад почётного гражданина г. Канска Г.Ф. Машерова в 1850 г..
    Потир. Санкт-Петербург. 1854 г.
    Потир. Санкт-Петербург. 1854 г.

        В 1860-е годы о себе заявило "фольклорное" направление, активизированное в значительной степени крестьянской реформой. Весьма характерными произведениями XIX в. этого стиля являются драгоценные дарохранительницы, выполненные наподобие деревянных храмов. Изделия в русском стиле создавали и к знаменательным датам. Так, к 50-летнему юбилею архипастырской деятельности митрополита Филарета в 1867 г. жители Москвы преподнесли ему солоницу.

        Стремление к национальной декоративности с особой силой отразилось в обилии эмалевой утвари. Старинные техники перегородчатой, выемчатой, расписной эмали, эмали по рельефу, по скани, проявились с новой силой. Таков потир, выполненный в последней трети XIX в. Необычайно стильными считались изделия, орнаментированные с подражанием пропильному деревянному узорочью, такие как золотая лампада 1892 г., подаренная жителями Сергиева Посада «ко гробу преподобного Сергия» в память 500-летия его преставления. Постепенно русский стиль сменился стилем модерн. Нежные, перетекающие оттенки цвета как нельзя лучше согласовывались с пластичными узорами модерна.
    Дарохранительница. Москва. 1888 г.
    Дарохранительница. Москва. 1888 г.
    Потир. Последняя треть XIX в.
    Потир. Последняя треть XIX в.
    Лампада. 1892 г. Москва. Фирма П.А. Овчинникова. Вклад в ТСЛ жителей Сергиева Посада. Золото; чеканка.
    Лампада. 1892 г. Москва. Фирма П.А. Овчинникова. Вклад в ТСЛ жителей Сергиева Посада.
    Лампада.  Москва. 1899-1908 гг.
    Лампада. Москва. 1899-1908 гг.

        Церковные предметы, изготовленные в XIX в., насыщены эмалями и драгоценным камнями. В этот период полихромность провозглашалась одним из наиболее значимых признаков национального искусства. Примером служит единственный в своем роде напрестольный крест пермской работы 1891 г., впечатляющий обилием сияющих самоцветов: фиолетовых аметистов, желтоватых топазов, прозрачного горного хрусталя, красных и зеленых гранатов.Среди драгоценных изделий XIX века следует отметить архиерейскую панагию, переданную митрополитом Московским Филаретом в ризницу Троице-Сергиевой лавры. Это мастерски исполненное ювелирное изделие.

        Представляет интерес складень с образом преподобного Сергия Радонежского, вырезанный из кости и оправленный в серебро монахом Ионой (Иваном Ильиным). Посланный в 1867 г. на Парижскую Всемирную выставку, складень был возвращен в Лавру с почетным отзывом. В коллекции представлены также посуда троицких серебряников, в частности, серебряные стаканы, для соборных столов. Можно отметить прекрасную гравировку и чеканку стакана, созданного в 1880 г. На нём выгравированы стихи:
    Русь святая от Мамая/вся дрожит/Сам князь спешит/Взять от Сергия благословение/На челе его смятение/Не смущайся старец рек ему/Победишь. Верь тому
    Крест напрестольный. 1891 г. Пермь. Вклад И.В. и Е.С. Поповых.
    Крест напрестольный. 1891 г. Пермь. Вклад И.В. и Е.С. Поповых.
    Панагия. Россия. 1845 г. Вклад митрополита Филарета (Дроздова)
    Панагия. Россия. 1845 г. Вклад митрополита Филарета (Дроздова)
    Складень. Преподобный Сергий с житием. 1866 г. Троице-Сергиева Лавра. Мастер монах Иона (Иван Ильин)
    Складень. Преподобный Сергий с житием. 1866 г. Троице-Сергиева Лавра. Мастер монах Иона (Иван Ильин)
    Стакан. 1880 г. Мастерские ТСЛ.
    Стакан. 1880 г. Мастерские ТСЛ.


        В Ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся личные вещи её настоятеля - Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, захороненного в монастыре и канонизированного в 1994 г. Среди этих реликвий находились две иконы, написанные в мастерской М.Д.Шеина в серебряных позолоченных окладах с использованием живописной эмали, митра, а также панагия из золота, украшенная жемчугом, бирюзой, альмандинами, изумрудами и бриллиантами. Чеканка, огранка и живописная эмаль панагии говорит о высокой технике изготовивших её мастеров.
    Панагия. Россия. 1830-е годы. Принадлежала святителю Филарету (Дроздову) митрополиту Московскому и Коломенскому
    Панагия. Россия. 1830-е годы. Принадлежала Филарету (Дроздову)
    Икона в окладе. Богоматерь Днепрская. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала святителю Филарету (Дроздову) митрополиту Московскому и Коломенскому
    Икона в окладе. Богоматерь Днепрская. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала Филарету (Дроздову)
    Икона в окладе. Троица Ветхозаветная. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала святителю Филарету (Дроздову) митрополиту Московскому и Коломенскому
    Икона в окладе. Троица Ветхозаветная. Москва. Мастерская М.Д. Шеина. 1867 г. Принадлежала Филарету (Дроздову)
    Митра середины XIX в. Принадлежала святителю Филарету (Дроздову) митрополиту Московскому и Коломенскому
    Митра середины XIX в. Принадлежала Филарету (Дроздову)




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru