Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв. (стр. 2)

        В 1768 и 1769 гг. К.И. Элерс, известный придворный мастер, изготовил серебряную лохань с изображением Чуда об Ионе и серебряный рукомой с головкой орла на крышке. Барочную игру объёмов использовал мастер Г.И. Серебрянников в позолоченном окладе 1741 г. на евангелии начала XVIII в., покрыв всю лицевую крышку сплошным ковром растительного узора. Небольшой чиновник архиерейского служения, вложенный митрополитом Платоном в 1789 г. покрывает серебряный лёгкий, изящный сканый оклад, с переплетающимися побегами и цветами.

    Лохань. 1768 г. С.Петербург. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина.
    Лохань. 1768 г. С.Петербург. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина.
    Рукомой. 1769 г. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина
    Рукомой. 1769 г. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина
    Оклад на Евангелие. 1741 г. Москва. Работа мастера  Г.И. Серебряникова
    Оклад на Евангелие. 1741 г. Москва. Работа мастера Г.И. Серебряникова
    Оклад Чиновника архиерейского служения. Вторая пол.XVIII в.
    Оклад Чиновника архиерейского служения. Вторая пол.XVIII в.

        В собрании музея находятся различные богослужебные кресты, различных размеров и форм. Один из лучших образцов «молебного» или «благословляющего» креста принадлежал Платону Левшину. Четырёхконечный крест с приставной рукоятью выполнен в технике резьбы по дереву в стиле рококо и оправлен серебряным сканым кожухом. Восьмиконечный богослужебный крест, вложенный в ТСЛ помещицей вдовой Ивановской. В XIX в. , был заново вызолочен и укреплён на серебряный посох Филарета митрополита Московского.

        Кубок, выполненный московским мастером, имеет многочисленные прототипы в европейском искусстве. Он сделан из кокосового ореха, оправлен в серебро с использованием золочения, чеканки и резьбы. Представляет интерес водосвятная чаша (используемая как супница) мастера П.Т. Воробей. Насыщенные барочные или более строгие уравновешенные орнаментальные композиции, сочетание золочёного и белого серебра, тщательность чеканной работы свойственна многим работам XVIII в.

    Крест молебный (лицевая и оборотная стороны). Конец XVIII в. Москва.
    Крест молебный (лицевая и оборотная стороны). Конец XVIII в. Москва.
    Крест богослужебный (лицевая и оборотная стороны). Начало XVIII в. Москва.
    Крест богослужебный (лицевая и оборотная стороны). Начало XVIII в. Москва.
    Кубок. 1796 г. Москва. Вклад святителя Филарета (Дроздова).
    Кубок. 1796 г. Москва. Вклад святителя Филарета (Дроздова).
    Водосвятная чаша. 1765 г. Москва. Мастер П.Т. Воробей. Вклад в ТСЛ Генеральши И.Я. Хлебниковой.
    Водосвятная чаша. 1765 г. Москва. Мастер П.Т. Воробей. Вклад в ТСЛ Генеральши И.Я. Хлебниковой.

        В XIX веке из «высочайших» подарков императорской семьи представляет интерес солоница, поднесенная монастырю «ко гробу преподобнаго Сергия» великой княгиней Еленой Павловной в 1833 г. Финифтяные дробницы в сочетании со стразами и драгоценными камнями были традиционным украшением серебряных культовых сосудов. Ими украшен и потир мастера Е.А. Антипьева, выполненный с применением рельефной чеканки и скульптурного литья.

        В документах архива Лавры указано поступление от членов императорской фамилии ряда золотых лампад, драгоценных потиров, роскошного топазового креста, "в два ряда осыпанного бриллиантовыми искрами». Но особой красотой и богатством отличались коронационные подарки императора Александра II и императрицы Марии Федоровны.Тщательность литья отличает прихотливый по форме подсвечник, созданный в столице в 1856 г. мастером И.Нордбергом.

    Солоница. Москва. Мастер Н.В. 1833 г. Вклад великой княгини Елены Павловны в 1833 г.
    Солоница. Москва. Мастер Н.В. 1833 г. Вклад великой княгини Елены Павловны в 1833 г.
    Потир. 1832 г. Москва. Мастер Е.А. Антипьев и монограммист «М.О.». Вклад жены московского священника Александры Матвеевны Алексеевой в 1835 году.
    Потир. 1832 г. Москва. Мастер Е.А. Антипьев и монограммист «М.О.». Вклад жены московского священника Александры Матвеевны Алексеевой в 1835 году.
    Митра. Вторая половина XVI в. -1868 г. Москва. Троице-Сергиева лавра
    Митра. Вторая половина XVI в. -1868 г. Москва. Троице-Сергиева лавра
    Подсвечник. С.Петербург. 1857 г. Работа мастера И.Нордберга. Вклад В.П. Письменской в 1859 г.
    Подсвечник. С.Петербург. 1857 г. Работа мастера И.Нордберга. Вклад В.П. Письменской в 1859 г.




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru