Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Золотое и серебяное дело XVIII – XIX вв. (стр. 2) |
В 1768 и 1769 гг. К.И. Элерс, известный придворный мастер, изготовил серебряную лохань с изображением Чуда об Ионе и серебряный рукомой с головкой орла на крышке. Барочную игру объёмов использовал мастер Г.И. Серебрянников в позолоченном окладе 1741 г. на евангелии начала XVIII в., покрыв всю лицевую крышку сплошным ковром растительного узора. Небольшой чиновник архиерейского служения, вложенный митрополитом Платоном в 1789 г. покрывает серебряный лёгкий, изящный сканый оклад, с переплетающимися побегами и цветами.
|
Лохань. 1768 г. С.Петербург. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина. |
Рукомой. 1769 г. Работа мастера К.И.Элерса. Выполнен по заказу Платона Левшина |
Оклад на Евангелие. 1741 г. Москва. Работа мастера Г.И. Серебряникова |
Оклад Чиновника архиерейского служения. Вторая пол.XVIII в.
|
В собрании музея находятся различные богослужебные кресты, различных размеров и форм. Один из лучших образцов «молебного» или «благословляющего» креста принадлежал Платону Левшину. Четырёхконечный крест с приставной рукоятью выполнен в технике резьбы по дереву в стиле рококо и оправлен серебряным сканым кожухом. Восьмиконечный богослужебный крест, вложенный в ТСЛ помещицей вдовой Ивановской. В XIX в. , был заново вызолочен и укреплён на серебряный посох Филарета митрополита Московского.
Кубок, выполненный московским мастером, имеет многочисленные прототипы в европейском искусстве. Он сделан из кокосового ореха, оправлен в серебро с использованием золочения, чеканки и резьбы.
Представляет интерес водосвятная чаша (используемая как супница) мастера П.Т. Воробей. Насыщенные барочные или более строгие уравновешенные орнаментальные композиции, сочетание золочёного и белого серебра, тщательность чеканной работы свойственна многим работам XVIII в.
|
Крест молебный (лицевая и оборотная стороны). Конец XVIII в. Москва. |
Крест богослужебный (лицевая и оборотная стороны). Начало XVIII в. Москва. |
Кубок. 1796 г. Москва. Вклад святителя Филарета (Дроздова). |
Водосвятная чаша. 1765 г. Москва. Мастер П.Т. Воробей. Вклад в ТСЛ Генеральши И.Я. Хлебниковой.
|
В XIX веке из «высочайших» подарков императорской семьи представляет интерес солоница, поднесенная монастырю «ко гробу преподобнаго Сергия» великой княгиней Еленой Павловной в 1833 г. Финифтяные дробницы в сочетании со стразами и драгоценными камнями были традиционным украшением серебряных культовых сосудов. Ими украшен и потир мастера Е.А. Антипьева, выполненный с применением рельефной чеканки и скульптурного литья.
В документах архива Лавры указано поступление от членов императорской фамилии ряда золотых лампад, драгоценных потиров, роскошного топазового креста, "в два ряда осыпанного бриллиантовыми искрами». Но особой красотой и богатством отличались коронационные подарки императора Александра II и императрицы Марии Федоровны.Тщательность литья отличает прихотливый по форме подсвечник, созданный в столице в 1856 г. мастером И.Нордбергом.
|
Солоница. Москва. Мастер Н.В. 1833 г. Вклад великой княгини Елены Павловны в 1833 г. |
Потир. 1832 г. Москва. Мастер Е.А. Антипьев и монограммист «М.О.». Вклад жены московского священника Александры Матвеевны Алексеевой в 1835 году. |
Митра. Вторая половина XVI в. -1868 г. Москва. Троице-Сергиева лавра |
Подсвечник. С.Петербург. 1857 г. Работа мастера И.Нордберга. Вклад В.П. Письменской в 1859 г. |
|