Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Лицевое и орнаментальное шитьё XIV – XIX вв. (стр.4)

        Произведением высочайшего уровня исполнения является знаменита палица «Воскресение Христово», вложенная в ризницу монастыря в XVIII веке среди множества других предметов. Архимандрит Варлаам (Высоцкий) использовал ее в своем парадном одеянии в Петербурге. Тончайшая лицевая гладь дополнительно подкрашена кистью, что свойственно только вышивкам первой половины XVIII в. Между 1737-1756 гг. в монастырское ризничное собрание попадает исключительная по редкости и красоте маленькая, шитая золотом и серебром по алому шелку икона «Святые великомученицы Екатерина, Анна, Прасковья».

        В музее хранится фелонь, у которой на бархатных оплечьях в центрах жемчужных узоров вынизаны латинскими буквами инициалы Троице-Сергиевой Лавры, получившей этот статус от императрицы Елизаветы Петровны. Это произведение отражает высокое достижение русских мастеров в развитии жемчужного шитья.
    Палица. Воскресение Христово. Москва. Первая треть XVIII в. Вклад императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.
    Палица. Воскресение Христово. Москва. Первая треть XVIII в. Вклад императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.
    Икона. Святые великомученицы Екатерина, Анна, Параскева. Москва. Мастерица монахиня Агафья. 1731 г.
    Икона. Святые великомученицы Екатерина, Анна, Параскева. Москва. Мастерица монахиня Агафья. 1731 г.
    Фелонь. Санкт-Петербург. Середина XVIII в. (до 1757 г.)
    Фелонь. Санкт-Петербург. Середина XVIII в. (до 1757 г.)
        В правление Екатерины II продолжались теснейшие связи царского дома с Троице-Сергиевой Лаврой. Императрица неоднократно посещала монастырь. Для придворной ризницы троицкого архимандрита были сшиты новые облачения, из которых сохранились: фелонь, епитрахиль, палица, стихарь . Одежды сшиты из серебряного глазета и столь умело вышиты шелками, синелью, золотными нитями, что напоминают тканые образцы лучших европейских мануфактур.

        Прекрасными образцами вышивки XVIII века являются прилагающийся к церковным сосудам комплект покровцов, расшитых золотом и серебром по насыщенному темно-зеленому бархату, а также обложенных «канителью золотою бахромою с блестками, по углам... 4 кисти золотые канительные». Это шитье выполнялось в придворной цалмейстерской конторе. В мастерской Троице-Сергиевой лавры была создана плащаница "Положение во гроб". Среди произведений XIX в. особый интерес представляет Саккос, принадлежавший святителю Филарету (Дроздову) митрополиту Московскому и Коломенскому.
    Воздух и два покровца. Санкт-Петербург. 1795 г. Вклад императрицы Екатерины II.
    Воздух и два покровца. Санкт-Петербург. 1795 г. Вклад императрицы Екатерины II
    Положение во гроб. Плащаница. 1798 г. Троице-Сергиева Лавра. Мастерица П.Я. Шатилова
    Положение во гроб. Плащаница. 1798 г. Троице-Сергиева Лавра. Мастерица П.Я. Шатилова
    Саккос. Россия. XIX в. Принадлежал святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому и Коломенскому
    Саккос. Россия. XIX в. Принадлежал святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому и Коломенскому





    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru