Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Лицевое и орнаментальное шитьё XIV – XIX вв. (стр.2) |
1499 годом датируется пелена с изображением праздников и избранных святых выполненная, "замышлением и повелением царевны царьгородской великой княгиней московской Софьею", являвшейся второй женой великого князя Ивана III. Особенность шитья пелены - разноцветные шелковые, золотые и серебряные крапинки, густо покрывающие одежды святых, поземы, архитектурные сооружения. В этом своеобразном декоративном приеме нашли отражение вкусы хозяйки светлицы - "царевны царьгородской". Видимо, одновременно с этой пеленой Софья дала в монастырь и другие произведения.
|
Праздники и святые. Пелена. 1499 г. Вклад великой княгини Софьи Палеолог |
Распятие. Сударь. Конец XV в. Вклад великой княгини Софьи Палеолог |
Положение во гроб и праздники. Плащаница. Конец XV в.
|
Сохранившиеся московские памятники XV столетия говорят об искусном владении вышивальщицами техникой золотного шитья и шитья разноцветными шелками. Однако вплоть до первой четверти XVI столетия предпочтение отдается разноцветным шелкам. Одним из прекрасных образцов этого времени является сударь "Чудо архангела Михаила в Хонех", до сих пор поражающий звонкостью своей цветовой гаммы. В произведениях шитья конца XV - начала XVI в. заметно сказывается влияние искусства Дионисия.
Изяществом удлиненных пропорций, благородством образов, изысканностью цветового строя выделяются две небольшие пелены - "Богоматерь Знамение" и "Никола". Первая шита исключительно золотыми и серебряными нитями.Черты искусства Дионисия наиболее ярко проявлялись в памятниках великокняжеской мастерской Василия III и его жены Соломонии Сабуровой. Вложенная ими в 1525 г. пелена "Явление Богоматери Сергию, праздники и святые" отмечена тонкостью рисунка, удлиненностью и стройностью пропорций фигур, цветовым решением, декоративностью. Великокняжеские мастера нередко знаменили и произведения, выполнявшиеся в боярских светлицах. Благодаря надписям, шитым на покрове "Распятие", вложенном в 1514 г. боярыней Анастасией Овиновой, известны имена художников: Андрей Мыведом и Аника Григорьев Кувека.
|
Чудо архангела Михаила в Хонех. Сударь. Конец XV – начало XVI в. |
Богоматерь Знамение. Пелена. Конец XV в. |
Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии. |
Распятие. 1514 г. Покров. Вклад Анастасии Овинской.
|
В середине - второй половине XVI в. лучшие шитые вещи создаются в царицыных светлицах Анастасии Романовны, Марии Нагой, Ирины Годуновой. Редкой композицией, изысканным цветовым сочетанием яркого цвета шёлковых и золотых нитей, отличается Покров 1557 года, подаренный Анастасией Романовной, которая была сама искусной вышивальщицей. В 80-х годах XVI в. в царских мастерских были выполнены монументальные покровы с изображениями Сергия и Никона Радонежских.
Одной из самых значительных мастерских художественного шитья в 50-60-х годах XVI в. являлась мастерская княгини Евфросиньи Старицкой. Здесь были созданы монументальные, больших размеров „воздухи" (плащаницы) с многофигурными композициями и сложными надписями вязью. Прекрасные по рисунку и построению, по исключительно гармоничному соотношению цветов, эти монументальные полотна воспринимаются не только как живописные, но прежде всего как декоративные произведения искусства.
Усложнилась техника шитья шелком, настилавшимся особенно плотно и в разных направлениях, что создавало светотеневой эффект, особенно при воспроизведении лиц. Шитье золотом и серебром „в прикреп" стало виртуозным и разнообразным по создаваемым им орнаментам. В духе времени вышивались надписи сложной вязью, которые служили и декоративным целям. В 1561 г. в мастерской Евфросиньи Старицкой был выполнен большой воздух (плащаница) "Положение во гроб". Как свидетельствует шитая на нем вкладная летопись, он дан в Троице-Сергиев монастырь князем Владимиром Андреевичем и его матерью княгиней Евфросиньей "на воспоминание последнему роду".
|
Покров. Крест на Голгофе. 1557 г. |
Сергий Радонежский. Покров. 1581 г.. Фрагмент. Вклад царя Ивана Грозного и царицы Марии Нагой |
Положение во гроб. Плащаница. 1561 г. Вклад удельного князя Владимира Андреевича Старицкого и его матери Евфросинии.(Фрагмент)
|
В конце XVI - начале XVII в. заметное место в развитии художественного шитья принадлежит мастерским Бориса Федоровича Годунова. Сохраняя виртуозность техники шитья шелками, золотными и серебряными нитями, а также и высокий иконописный стиль изображений, произведения мастерской Годуновых стали еще более декоративными, хотя в них уже чувствуется утрата живописного начала. Они превращаются в драгоценность благодаря обильному применению жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных дробниц разных форм и размеров, украшенных гравировкой или гравировкой с чернью. Высокое искусство исполнения сказывалось здесь в том, что драгоценные украшения не были самоцелью, они всегда были подчинены сложным художественным задачам.
В их работе ясно различаются два периода, рубежом между которыми является 1598 г., когда Борис был провозглашен царем. К 1587 г. относится покров с изображением Явления Богоматери Сергию на фоне Голгофского креста. В период с 1598 по 1604 г. Борис Годунов передает в Троицкий монастырь комплект шитых тканей для церковных сосудов, среди которых находится сударь с изображением Троицы, композиция которой следует рублевскому варианту.
Шитье XVII в. в коллекции музея представлено рядом интересных памятников царицыных светлиц и мастерских "именитых людей" Строгановых. Основные вклады относятся к 60-70-м годам XVII в. и связаны с именем Дмитрия Андреевича, его жены Анны Ивановны и сына Григория. В 1671 г. Анна Ивановна Строганова дает в Троице-Сергиев монастырь покров с изображением Сергия.
Явление Богоматери Сергию. Покров.1567 г. Фрагмент |
Троица. 1598 – 1604 гг. Сударь. Вклад царя Бориса Федоровича Годунова |
Сергий Радонежский с житием. Покров. 1671 г. Фрагмент. Вклад Анны Ивановны Строгановой
|
|