Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Лицевое и орнаментальное шитьё XIV – XIX вв. (стр.2)

        1499 годом датируется пелена с изображением праздников и избранных святых выполненная, "замышлением и повелением царевны царьгородской великой княгиней московской Софьею", являвшейся второй женой великого князя Ивана III. Особенность шитья пелены - разноцветные шелковые, золотые и серебряные крапинки, густо покрывающие одежды святых, поземы, архитектурные сооружения. В этом своеобразном декоративном приеме нашли отражение вкусы хозяйки светлицы - "царевны царьгородской". Видимо, одновременно с этой пеленой Софья дала в монастырь и другие произведения.
    Праздники и святые. Пелена. 1499 г. Вклад великой княгини Софьи Палеолог.
    Праздники и святые. Пелена. 1499 г. Вклад великой княгини Софьи Палеолог
    Распятие. Сударь. Конец XV в. Вклад великой княгини Софьи Палеолог.
    Распятие. Сударь. Конец XV в. Вклад великой княгини Софьи Палеолог
    Положение во гроб и праздники. Плащаница. Конец XV в.
    Положение во гроб и праздники. Плащаница. Конец XV в.
        Сохранившиеся московские памятники XV столетия говорят об искусном владении вышивальщицами техникой золотного шитья и шитья разноцветными шелками. Однако вплоть до первой четверти XVI столетия предпочтение отдается разноцветным шелкам. Одним из прекрасных образцов этого времени является сударь "Чудо архангела Михаила в Хонех", до сих пор поражающий звонкостью своей цветовой гаммы. В произведениях шитья конца XV - начала XVI в. заметно сказывается влияние искусства Дионисия.

        Изяществом удлиненных пропорций, благородством образов, изысканностью цветового строя выделяются две небольшие пелены - "Богоматерь Знамение" и "Никола". Первая шита исключительно золотыми и серебряными нитями.Черты искусства Дионисия наиболее ярко проявлялись в памятниках великокняжеской мастерской Василия III и его жены Соломонии Сабуровой. Вложенная ими в 1525 г. пелена "Явление Богоматери Сергию, праздники и святые" отмечена тонкостью рисунка, удлиненностью и стройностью пропорций фигур, цветовым решением, декоративностью. Великокняжеские мастера нередко знаменили и произведения, выполнявшиеся в боярских светлицах. Благодаря надписям, шитым на покрове "Распятие", вложенном в 1514 г. боярыней Анастасией Овиновой, известны имена художников: Андрей Мыведом и Аника Григорьев Кувека.
    Чудо архангела Михаила в Хонех. Сударь. Конец XV – начало XVI в.
    Чудо архангела Михаила в Хонех. Сударь. Конец XV – начало XVI в.
    Богоматерь Знамение. Пелена. Конец XV в.
    Богоматерь Знамение. Пелена. Конец XV в.
    Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии.
    Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии.
    Распятие. 1514 г. Покров. Вклад Анастасии Овинской.
    Распятие. 1514 г. Покров. Вклад Анастасии Овинской.
        В середине - второй половине XVI в. лучшие шитые вещи создаются в царицыных светлицах Анастасии Романовны, Марии Нагой, Ирины Годуновой. Редкой композицией, изысканным цветовым сочетанием яркого цвета шёлковых и золотых нитей, отличается Покров 1557 года, подаренный Анастасией Романовной, которая была сама искусной вышивальщицей. В 80-х годах XVI в. в царских мастерских были выполнены монументальные покровы с изображениями Сергия и Никона Радонежских.

        Одной из самых значительных мастерских художественного шитья в 50-60-х годах XVI в. являлась мастерская княгини Евфросиньи Старицкой. Здесь были созданы монументальные, больших размеров „воздухи" (плащаницы) с многофигурными композициями и сложными надписями вязью. Прекрасные по рисунку и построению, по исключительно гармоничному соотношению цветов, эти монументальные полотна воспринимаются не только как живописные, но прежде всего как декоративные произведения искусства.

        Усложнилась техника шитья шелком, настилавшимся особенно плотно и в разных направлениях, что создавало светотеневой эффект, особенно при воспроизведении лиц. Шитье золотом и серебром „в прикреп" стало виртуозным и разнообразным по создаваемым им орнаментам. В духе времени вышивались надписи сложной вязью, которые служили и декоративным целям. В 1561 г. в мастерской Евфросиньи Старицкой был выполнен большой воздух (плащаница) "Положение во гроб". Как свидетельствует шитая на нем вкладная летопись, он дан в Троице-Сергиев монастырь князем Владимиром Андреевичем и его матерью княгиней Евфросиньей "на воспоминание последнему роду".
    Покров. Крест на Голгофе. 1557 г.
    Покров. Крест на Голгофе. 1557 г.
    Сергий Радонежский. Покров. 1581 г.. Фрагмент. Вклад царя Ивана Грозного и царицы Марии Нагой.
    Сергий Радонежский. Покров. 1581 г.. Фрагмент. Вклад царя Ивана Грозного и царицы Марии Нагой
    Положение во гроб. Плащаница. 1561 г. Вклад удельного князя Владимира Андреевича Старицкого и его матери Евфросинии.(Фрагмент)
    Положение во гроб. Плащаница. 1561 г. Вклад удельного князя Владимира Андреевича Старицкого и его матери Евфросинии.(Фрагмент)
        В конце XVI - начале XVII в. заметное место в развитии художественного шитья принадлежит мастерским Бориса Федоровича Годунова. Сохраняя виртуозность техники шитья шелками, золотными и серебряными нитями, а также и высокий иконописный стиль изображений, произведения мастерской Годуновых стали еще более декоративными, хотя в них уже чувствуется утрата живописного начала. Они превращаются в драгоценность благодаря обильному применению жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных дробниц разных форм и размеров, украшенных гравировкой или гравировкой с чернью. Высокое искусство исполнения сказывалось здесь в том, что драгоценные украшения не были самоцелью, они всегда были подчинены сложным художественным задачам.

        В их работе ясно различаются два периода, рубежом между которыми является 1598 г., когда Борис был провозглашен царем. К 1587 г. относится покров с изображением Явления Богоматери Сергию на фоне Голгофского креста. В период с 1598 по 1604 г. Борис Годунов передает в Троицкий монастырь комплект шитых тканей для церковных сосудов, среди которых находится сударь с изображением Троицы, композиция которой следует рублевскому варианту.

        Шитье XVII в. в коллекции музея представлено рядом интересных памятников царицыных светлиц и мастерских "именитых людей" Строгановых. Основные вклады относятся к 60-70-м годам XVII в. и связаны с именем Дмитрия Андреевича, его жены Анны Ивановны и сына Григория. В 1671 г. Анна Ивановна Строганова дает в Троице-Сергиев монастырь покров с изображением Сергия.
    Явление Богоматери Сергию. Покров.1567 г. Фрагмент.
    Явление Богоматери Сергию. Покров.1567 г. Фрагмент
    Троица. 1598 – 1604 гг. Сударь. Вклад царя Бориса Федоровича Годунова
    Троица. 1598 – 1604 гг. Сударь. Вклад царя Бориса Федоровича Годунова
    Сергий Радонежский с житием. Покров. 1671 г. Фрагмент. Вклад Анны Ивановны Строгановой
    Сергий Радонежский с житием. Покров. 1671 г. Фрагмент. Вклад Анны Ивановны Строгановой



    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru