Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Живопись XX - XXI веков (стр.2)

        Работы художников Загорска - Сергиева Посада последующего периода (1960–1990-х гг.) более многочисленны в коллекции музея и более разнообразны по своим образно-стилистическим решениям. 1960–1970-е гг. – этап активного освоения национального и мирового культурного наследия, послужившего развитию оригинальных живописно-пластических качеств в творчестве И.Т. Сандырева, А.Н. Орлова, Е.П. Журухина, С.К. Гончарова. С именами этих замечательных мастеров связана линия новаций в изобразительном искусстве города. Освоение исконно-русского наследия палехской школы живописи, уроки А.А.Дейнеки оказали большое влияние на формирование творческой индивидуальности Е.П. Журухина (1929–2001).

        Одним из талантливейших, самобытнейших художников нашего города в 1960–1990-е гг. был А.Н. Орлов (1922–2001) – признанный мастер живописных композиций (пейзажных, абстрактных, композиций-натюрмортов), великолепный колорист. Его постоянные творческие искания были направлены на разработку колористических и композиционных первооснов живописи, проблем «философии» цвета и цветовой гармонии.
    Девушка с цветком. 1965. Х., м.
    Девушка с цветком. 1965. Х., м.
    Журухин Е.П. В окрестностях Палеха. 1986-87. Х. м.
    Журухин Е.П. В окрестностях Палеха. 1986-87. Х. м.
    Орлов А.Н.  Троицкая Лавра. Купола. 1957. Х.м.
    Орлов А.Н. Троицкая Лавра. Купола. 1957. Х.м.
    Орлов А.Н.  Моё Подмосковье. 1971. Х. м.
    Орлов А.Н. Моё Подмосковье. 1971. Х. м.
        Стремлением к постижению наследия древнерусского и мирового искусства было наполнено творчество Заслуженного художника России И.Т. Сандырева (1932–2002). Иван Сандырев был блестящим мастером композиционных полотен, «композитором» в живописи. В структуре живописного языка Сандырева было заложено переосмысление средневековой иконописи, ренессансных и других источников, переплавленных автором в собственную стилистику, созвучную миру его «идеальных образов». Коллекция музея насчитывает более десяти работ Сандырева разных лет и разных жанров, позволяющих оценить масштаб творчества этого неординарного художника.

        Холсты Г.М. Авраменко (1918 – 1970) – это и архитектурные пейзажи Лавры, с неказистыми деревянными постройками на переднем плане, и натюрморты 1960-х гг.
    Сандырев И.Т.  Семья. 1965. Х., м.
    Сандырев И.Т. Семья. 1965. Х. м.
    Сандырев И.Т.  За самоваром. 1982. Х., м.
    Сандырев И.Т. За самоваром. 1982. Х. м.
    Сандырев И.Т.  В мастерской. 1987. Х., м.
    Сандырев И.Т. В мастерской. 1987. Х.м.
    Авраменко Г.М. Флоксы. 1964. Х. м.
    Авраменко Г.М. Флоксы. 1964. Х. м.
        Наиболее полно в СПМЗ представлено творчество С.К. Гончарова (1940–2003) – одного из немногих в городе представителей «неофициального искусства» 1960-1970-х гг., художника, философа и поэта. 52 работы были подарены автором музею в 1997 г. (крайне редкий в современной практике пример дарения целой коллекции, лучших произведений). Они отражают весь его путь в искусстве с 1960-х гг. до второй половины 1990-х гг. Станислав Гончаров принадлежал к числу тех живописцев, которые очень чутки к новым стилевым тенденциям, могут смело менять свою манеру, осваивать новые техники и, одновременно, сохраняют верность своей теме в искусстве.

        Зрелость художественного поиска, стремление соединить традиционный живописный опыт с экспериментами авангарда – черты творчества С. Гончарова и целого ряда художников города, относящихся к поколению 1970–1980-х гг. Постмодернистские, авангардные тенденции стали логическим звеном в развитии искусства Сергиева Посада. Поэтому закономерным явилось включение в коллекцию современного изобразительного искусства музея произведений таких авторов, как В. Петров, А. Гарунов, В.Артёмов, В. Сандырев, чьё творчество близко известным направлениям и течениям новейшей европейской и российской живописи (сюрреализму, абстракции, экспрессионизму).
    Гончаров. С.К. Летающие окна. 1973. Х. м.
    Гончаров. С.К. Летающие окна. 1973. Х. м.
    Гончаров. С.К. Художник и Муза. 1973. ДСП. м.
    Гончаров. С.К. Художник и Муза. 1973. ДСП. м.
    Сандырев И.Т. Жатва. Воспоминание о Венецианове. 1980. Х. м.
    Сандырев И.Т. Жатва. Воспоминание о Венецианове. 1980. Х. м.
        Среди мастеров среднего поколения, плодотворно работающих с 1970 – 1980-х гг. преимущественно в жанре пейзажа, развивающих традиции русской реалистической пейзажной школы, следует назвать имена таких художников, как Е.Г. Захаров и В.М. Секрет. Их пейзажи-картины имеют то не общее выражение, которое характеризует высокую степень зрелости таланта. Евгений Захаров постоянно, с большой любовью пишет панорамы и уголки своего города – Загорска-Сергиева Посада . Его полотна наполнены, а подчас и переполнены эмоциональной взволнованностью и тревогой.

        Романтизированным, монументальным по своему строю пейзажам Е.Захарова – уравновешенностью, тихой лирикой, камерностью противостоят полотна В. Секрета. Городские, волжские пейзажи, французские виды этого мастера отличает «лирическая интонация, авторское ощущение гармонии с окружающим миром и нескрываемое любование привычно-повседневными картинами природы» Наиболее удаются В. Секрету в его работах переходные состояния природы, написанные в "импрессионистической" манере, позволяющей передать тонкую гамму чувств и атмосферы окружающей нас природы.
    Секрет В.М. Рождество в Париже. 1995 г. х.м.
    Секрет В.М. Рождество в Париже. 1995 г. х.м.
    Секрет В.М. Зима. Сергиев Посад. 1998. Х. м.
    Секрет В.М. Зима. Сергиев Посад. 1998. Х. м.
    Захаров Е.Г. Воспоминания. 2000.  Х. м.
    Захаров Е.Г. Воспоминания. 2000. Х. м.
    Захаров Е.Г. Дождливый день. 1985. Х. м.
    Захаров Е.Г. Дождливый день. 1985. Х. м.




    1      2     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58