Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Живопись XX - XXI веков (стр.2) |
Работы художников Загорска - Сергиева Посада последующего периода (1960–1990-х гг.) более многочисленны в коллекции музея и более разнообразны по своим образно-стилистическим решениям. 1960–1970-е гг. – этап активного освоения национального и мирового культурного наследия, послужившего развитию оригинальных живописно-пластических качеств в творчестве И.Т. Сандырева, А.Н. Орлова, Е.П. Журухина, С.К. Гончарова. С именами этих замечательных мастеров связана линия новаций в изобразительном искусстве города. Освоение исконно-русского наследия палехской школы живописи, уроки А.А.Дейнеки оказали большое влияние на формирование творческой индивидуальности Е.П. Журухина (1929–2001).
Одним из талантливейших, самобытнейших художников нашего города в 1960–1990-е гг. был А.Н. Орлов (1922–2001) – признанный мастер живописных композиций (пейзажных, абстрактных, композиций-натюрмортов), великолепный колорист. Его постоянные творческие искания были направлены на разработку колористических и композиционных первооснов живописи, проблем «философии» цвета и цветовой гармонии.
|
Девушка с цветком. 1965. Х., м. |
Журухин Е.П. В окрестностях Палеха. 1986-87. Х. м. |
Орлов А.Н. Троицкая Лавра. Купола. 1957. Х.м. |
Орлов А.Н. Моё Подмосковье. 1971. Х. м. |
Стремлением к постижению наследия древнерусского и мирового искусства было наполнено творчество Заслуженного художника России И.Т. Сандырева (1932–2002). Иван Сандырев был блестящим мастером композиционных полотен, «композитором» в живописи. В структуре живописного языка Сандырева было заложено переосмысление средневековой иконописи, ренессансных и других источников, переплавленных автором в собственную стилистику, созвучную миру его «идеальных образов». Коллекция музея насчитывает более десяти работ Сандырева разных лет и разных жанров, позволяющих оценить масштаб творчества этого неординарного художника.
Холсты Г.М. Авраменко (1918 – 1970) – это и архитектурные пейзажи Лавры, с неказистыми деревянными постройками на переднем плане, и натюрморты 1960-х гг.
|
Сандырев И.Т. Семья. 1965. Х. м. |
Сандырев И.Т. За самоваром. 1982. Х. м. |
Сандырев И.Т. В мастерской. 1987. Х.м. |
Авраменко Г.М. Флоксы. 1964. Х. м. |
Наиболее полно в СПМЗ представлено творчество С.К. Гончарова (1940–2003) – одного из немногих в городе представителей «неофициального искусства» 1960-1970-х гг., художника, философа и поэта. 52 работы были подарены автором музею в 1997 г. (крайне редкий в современной практике пример дарения целой коллекции, лучших произведений). Они отражают весь его путь в искусстве с 1960-х гг. до второй половины 1990-х гг. Станислав Гончаров принадлежал к числу тех живописцев, которые очень чутки к новым стилевым тенденциям, могут смело менять свою манеру, осваивать новые техники и, одновременно, сохраняют верность своей теме в искусстве.
Зрелость художественного поиска, стремление соединить традиционный живописный опыт с экспериментами авангарда – черты творчества С. Гончарова и целого ряда художников города, относящихся к поколению 1970–1980-х гг. Постмодернистские, авангардные тенденции стали логическим звеном в развитии искусства Сергиева Посада. Поэтому закономерным явилось включение в коллекцию современного изобразительного искусства музея произведений таких авторов, как В. Петров, А. Гарунов, В.Артёмов, В. Сандырев, чьё творчество близко известным направлениям и течениям новейшей европейской и российской живописи (сюрреализму, абстракции, экспрессионизму).
|
Гончаров. С.К. Летающие окна. 1973. Х. м. |
Гончаров. С.К. Художник и Муза. 1973. ДСП. м. |
Сандырев И.Т. Жатва. Воспоминание о Венецианове. 1980. Х. м. |
Среди мастеров среднего поколения, плодотворно работающих с 1970 – 1980-х гг. преимущественно в жанре пейзажа, развивающих традиции русской реалистической пейзажной школы, следует назвать имена таких художников, как Е.Г. Захаров и В.М. Секрет. Их пейзажи-картины имеют то не общее выражение, которое характеризует высокую степень зрелости таланта. Евгений Захаров постоянно, с большой любовью пишет панорамы и уголки своего города – Загорска-Сергиева Посада . Его полотна наполнены, а подчас и переполнены эмоциональной взволнованностью и тревогой.
Романтизированным, монументальным по своему строю пейзажам Е.Захарова – уравновешенностью, тихой лирикой, камерностью противостоят полотна В. Секрета. Городские, волжские пейзажи, французские виды этого мастера отличает «лирическая интонация, авторское ощущение гармонии с окружающим миром и нескрываемое любование привычно-повседневными картинами природы» Наиболее удаются В. Секрету в его работах переходные состояния природы, написанные в "импрессионистической" манере, позволяющей передать тонкую гамму чувств и атмосферы окружающей нас природы.
|
Секрет В.М. Рождество в Париже. 1995 г. х.м. |
Секрет В.М. Зима. Сергиев Посад. 1998. Х. м. |
Захаров Е.Г. Воспоминания. 2000. Х. м. |
Захаров Е.Г. Дождливый день. 1985. Х. м. |
|