Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Живопись XVIII – XIX веков (стр.3)

        В коллекции музея находятся единичные полотна и этюды известных русских художников конца XIX и начала ХХ столетия. Жемчужиной собрания является картина И.К.Айвазовского "Прибой" (Ил. 29). Созданная в последние годы творчества (на ней стоит авторская дата "1895" год), она свидетельствует о колористическом даре выдающегося мариниста, фантастической способности передавать цветовые и световые нюансы морской глади и морского воздуха.

        Среди этюдов выделяется небольшой этюд А.К. Саврасова 1880-х гг. (Ил. 30)с изображением любимого художником переходного состояния природы – начала весны. Пейзаж отличается простотой мотива, который подчеркивает его замечательные живописные качества. Его колорит построен на сочетании многочисленных оттенков серого цвета, прекрасно передающих рыхлый подтаявший снег, прозрачный весенний воздух, дымку облаков.

        Эмоциональное восприятие природы характерно и для небольшого лиричного пейзажа Г.Ф. Ярцева «Пруд в имении Трубецких «Ахтырка» (Ил. 31), написанного в 1896 г. Ученик В.Д. Поленова, экспонент Товарищества Передвижных выставок, Г.Ф. Ярцев был активным представителем молодого поколения художников, старавшихся обновить передвижничество в конце 80-х - начале 90-х годов XIX века.

        В коллекции музея находится также эскиз декорации "Новгород" к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» Константина Коровина (Ил. 32). Будучи универсальным художником, работавшим в живописи, в декоративно-прикладном искусстве, украшавшим храмы, создававшим экспозиции выставок и интерьеры, К. Коровин был великолепным декоратором. Прославившись оформлением спектаклей Русской Частной Оперы С.И. Мамонтова, он впоследствии работал в Большом Театре, в Париже у С. Дягилева. В нашей коллекции один из его эскизов, вероятно, для постановки Большого театра.
    Айвазовский И.К. (1817-1900). Прибой. 1895 г. Х.М.
    Ил. 29
    Саврасов А.К.  Этюд.  1880-е годы.
    Ил. 30
    Ярцев Г.Ф. Пруд в имении Трубецких «Ахтырка». 1896.х.м.
    Ил. 31
    Коровин К. Эскиз декорации «Новгород» к опере Римского-Корсакова «Садко».
    Ил. 32
        В начале XX в. образ Сергиева Посада возник в искусстве одного из корифеев отечественного пейзажа – К.Ф. Юона (1875–1958). Сергиевский Посад явился воплощением эстетического идеала художника, назвавшего наш город «миром сказочной красочности», «народной жемчужиной». В коллекции нашего музея – две троицких акварели Юона: «Вид Лавры с Вокзальной улицы» 1911 г. (Ил. 33)и «Успенский собор ТСЛ» 1920 г.(Ил. 34) – типичные для художника архитектурные пейзажа с элементами жанра, с присущим им единством природы, старинной архитектуры и людей.
    Юон К.Ф. Вид Лавры с Вокзальной улицы. 1911 г. акв.
    Ил. 33
    Юон К.Ф. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. 1920 г. акв.
    Ил. 34


        Живописная коллекция XVIII-XIX вв. представляет небольшой, но достаточно полный комплекс произведений, необходимых для понимания сложных путей развития русского искусства. Многие из них – работы неизвестных или малоизвестных художников, чье творчество составляет тот фон, на котором могли появиться выдающиеся мастера. Работы И. Никитина, А. Антропова, Ф. Матвеева, И. Айвазовского, А. Саврасова, К. Юона усиливают ценность коллекции.




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58