Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • английское серебро XVI – XVII вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Живопись XVIII – XIX веков (стр.2)

        Портреты членов царской фамилии продолжают появляться в Троице-Сергиевой Лавре и в XIX веке. Нередко они являются профессионально выполненными копиями русских художников с оригиналов иностранных живописцев. Среди них можно отметить два небольших портрета с изображениями императоров: Александра I (Ил. 13) в стиле французского живописца Жерара и Николая I в стиле немецкого художника Крюгера
    В начале XIX века был написан двойной портрет императора Александра I с императрицей Елизаветой Алексеевной аллегорически отражающего события войны 1812г. Эта картина носит условное название "Мир Европы"(Ил. 14). Вероятно, образы подсказаны гравюрами С.Кардели и А.Афанасьева "Александр I освобождает Францию и восстанавливает мир в Европе" или "Мир Европы". Аллегория решена в портретной форме четы русских императора и императрицы с масличной ветвью в руках и комментирующей надписью рядом с изображением.

        На рубеже XVIII-XIX вв. все большее значение приобретает камерный портрет. Они нередко украшали интерьеры дворянских усадеб и купеческих домов. К их числу можно отнести два портрета: неизвестной в чепце и косынке и неизвестного с орденом св. Владимира и крестом св.Анны, стилистически относящиеся к концу ХVIII века (Ил. 15,16). Они поступили в музей, скорее всего, во время работы комиссии по охране лавры, и их происхождение, возможно, связано с обследованием окрестных усадеб.
    Неизвестный художник. Портрет императора Александра I Павловича. Вторая треть XIX века. Х.м.
    Ил. 13
    Неизвестный художник живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Мир Европы (император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна). Первая треть XIX века. Х.м.
    Ил. 14
    Неизвестный художник второй половины XVIII века . Портрет неизвестной. Конец XVIII века. Х.м.
    Ил. 15
    Неизвестный художник второй половины XVIII века . Портрет неизвестного с орденом. Конец XVIII века. Х.м.
    Ил. 16
        Кисти популярного в России в середине XIX века немецкого художника Карла Лаша принадлежит мужской портрет, написанный в несколько романтическом духе (Ил. 17). Для портрета характерны профессионализм письма, достоверность изображения, умение понравиться заказчику, что свойственно манере Карла Лаша. Некоторые портреты XIX века связаны с именами малоизвестных или неизвестных художников. Интересным произведением является портрет неизвестной в белом чепце (Ил. 18). Он датируется 30 -ми годами XIX века, когда были модны платья с широкими рукавами - жиго и воздушные косынки. Портрет привлекает гармонией светлого образа миловидной женщины и изысканного колористического решения всех деталей одежды.

        Уровень отдельных произведений позволяет отнести их к группе так называемой "второй культуры", то есть культуры разночинной городской или сельской среды. Эти портреты обычно выполнялись непрофессиональными живописцами, чье искусство отвечало вкусам растущего купеческого сословия. В нашей коллекции к группе городского "бытового" или так называемого «примитивного» портрета относятся изображения Сергиевского почтмейстера и его жены (Ил. 19,20). Название портретов условно и дано в связи с тем, что в руке мужчина держит письмо.
    Лаш К.И. (1822-1888). Портрет неизвестного в чёрном. (Арнольди Л.И. -?). 1849. Х.М.
    Ил. 17
    Неизвестный художник. Портрет неизвестной. 30-е годы XIX в. Х.м. .
    Ил. 18
    Неизвестный художник. Портрет Сергиевского почтмейстера (?). Начало XIX в. Х.м. .
    Ил. 19
    Неизвестный художник. Портрет жены Сергиевского почтмейстера (?). Начало XIX в. Х.м.
    Ил. 20
        Следующая группа полотен объединяет живописные произведения, в основу сюжетов которых положены исторические события. Исторический жанр являлся главным в иерархии жанров Академии Художеств. В его лучших образцах художники выразили идеалы своего времени, наполнив композиции героическим, романтическим и мелодраматическим содержанием. В музейном собрании два полотна иллюстрируют историю Троице-Сергиева монастыря начала XVII в. - эскиз к картине С. Д. Милорадовича (1852-1943) "Оборона Троице-Сергиевой лавры" 1894 года(Ил. 21) и картина М.И. Скотти (1814-1861) "Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту» 1851 г.(Ил. 22)

        К историческому жанру относится портрет "Николай I в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры» (Ил. 23), написанный троицким мастером, свидетельствует о посещении Лавры императором в 1834 году. Необычна по своей тематике картина "Весы" или "Положение дел в Европе», относящаяся к концу XVIII века, и принадлежащая, вероятно, кисти известного гравера Г.И. Скородумова (Ил. 24). Произведение в символической форме передает политическую ситуацию в Европе после русско-турецкой войны и является редким образцом политической сатиры в живописи.
    Милорадович С.Д. Оборона Троице-Сергиевой лавры.Эскиз. 1894 г. х.м.
    Ил. 21
    Скотти. М.И. Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту.1851 г. х.м.
    Ил. 22
    Неизвестный художник живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Император Николай I и митрополит Московский Филарет Дроздов в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой лавры. Первая треть XIX века. 1834-35 гг. Х.м.
    Ил. 23
    Скородумов Г.И. Политические весы Европы. Конец XVIII века. Х.м.
    Ил. 24

        Около двадцати произведений составляют группу памятников, основой сюжета которых является христианская или светская аллегория. Большинство из них выполнены, по-видимому, в мастерской Троице-Сергиева монастыря. Наиболее ранним произведением является картина "Моление Гедеона" (Ил. 25), которая датируется серединой ХVIII века и связана с заказом архимандрита лавры Гедеона Криновского. Сложная аллегория заложена и в сюжете картины "Восхваление дел Екатерины II" (Ил. 26), созданной скорее всего в самом конце ХVIII или начале XIX века. Аллегория восхваляет не только государственные, просветительские, но и духовные дела императрицы.

        К символико-религиозной теме принадлежит картина В.Л.Боровиковского «Сон Боровиковского» (Ил. 27), написанная в 1824 году незадолго до смерти. Последний период художника отмечен мистическими религиозными настроениями, выливавшиеся в формы видений, которые художник стремился определить и обозначить и средствами своего искусства. Интересна картина "Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому", созданная в середине XVIII века в живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры (Ил. 28).

    Неизвестный художник живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Моление Гедеона. Середина XVIII века. Х.м.
    Ил. 25
    Неизвестный художник конца XVIII  – начала XIX века. Восхваление дел императрицы Екатерины II. Х.м.
    Ил. 26
    Боровиковский В.Л. Сон Боровиковского. 1824 г. Картон, дерево, м.
    Ил. 27
    Неизвестный художник живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Середина XVIII века. Х.м.
    Ил. 28




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58