Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
английское серебро XVI – XVII вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Живопись XVIII – XIX веков (стр.2) |
Портреты членов царской фамилии продолжают появляться в Троице-Сергиевой Лавре и в XIX веке. Нередко они являются профессионально выполненными копиями русских художников с оригиналов иностранных живописцев. Среди них можно отметить два небольших портрета с изображениями императоров: Александра I (Ил. 13) в стиле французского живописца Жерара и Николая I в стиле немецкого художника Крюгера
В начале XIX века был написан двойной портрет императора Александра I с императрицей Елизаветой Алексеевной аллегорически отражающего события войны 1812г. Эта картина носит условное название "Мир Европы"(Ил. 14). Вероятно, образы подсказаны гравюрами С.Кардели и А.Афанасьева "Александр I освобождает Францию и восстанавливает мир в Европе" или "Мир Европы". Аллегория решена в портретной форме четы русских императора и императрицы с масличной ветвью в руках и комментирующей надписью рядом с изображением.
На рубеже XVIII-XIX вв. все большее значение приобретает камерный портрет. Они нередко украшали интерьеры дворянских усадеб и купеческих домов. К их числу можно отнести два портрета: неизвестной в чепце и косынке и неизвестного с орденом св. Владимира и крестом св.Анны, стилистически относящиеся к концу ХVIII века (Ил. 15,16). Они поступили в музей, скорее всего, во время работы комиссии по охране лавры, и их происхождение, возможно, связано с обследованием окрестных усадеб.
|

Ил. 13 |

Ил. 14 |

Ил. 15 |

Ил. 16
|
Кисти популярного в России в середине XIX века немецкого художника Карла Лаша принадлежит мужской портрет, написанный в несколько романтическом духе (Ил. 17). Для портрета характерны профессионализм письма, достоверность изображения, умение понравиться заказчику, что свойственно манере Карла Лаша.
Некоторые портреты XIX века связаны с именами малоизвестных или неизвестных художников. Интересным произведением является портрет неизвестной в белом чепце (Ил. 18). Он датируется 30 -ми годами XIX века, когда были модны платья с широкими рукавами - жиго и воздушные косынки. Портрет привлекает гармонией светлого образа миловидной женщины и изысканного колористического решения всех деталей одежды.
Уровень отдельных произведений позволяет отнести их к группе так называемой "второй культуры", то есть культуры разночинной городской или сельской среды. Эти портреты обычно выполнялись непрофессиональными живописцами, чье искусство отвечало вкусам растущего купеческого сословия. В нашей коллекции к группе городского "бытового" или так называемого «примитивного» портрета относятся изображения Сергиевского почтмейстера и его жены (Ил. 19,20). Название портретов условно и дано в связи с тем, что в руке мужчина держит письмо.
|

Ил. 17 |

Ил. 18 |

Ил. 19 |

Ил. 20
|
Следующая группа полотен объединяет живописные произведения, в основу сюжетов которых положены исторические события. Исторический жанр являлся главным в иерархии жанров Академии Художеств. В его лучших образцах художники выразили идеалы своего времени, наполнив композиции героическим, романтическим и мелодраматическим содержанием. В музейном собрании два полотна иллюстрируют историю Троице-Сергиева монастыря начала XVII в. - эскиз к картине С. Д. Милорадовича (1852-1943) "Оборона Троице-Сергиевой лавры" 1894 года(Ил. 21) и картина М.И. Скотти (1814-1861) "Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту» 1851 г.(Ил. 22)
К историческому жанру относится портрет "Николай I в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры» (Ил. 23), написанный троицким мастером, свидетельствует о посещении Лавры императором в 1834 году.
Необычна по своей тематике картина "Весы" или "Положение дел в Европе», относящаяся к концу XVIII века, и принадлежащая, вероятно, кисти известного гравера Г.И. Скородумова (Ил. 24). Произведение в символической форме передает политическую ситуацию в Европе после русско-турецкой войны и является редким образцом политической сатиры в живописи.
|

Ил. 21 |

Ил. 22 |

Ил. 23 |

Ил. 24
|
Около двадцати произведений составляют группу памятников, основой сюжета которых является христианская или светская аллегория. Большинство из них выполнены, по-видимому, в мастерской Троице-Сергиева монастыря. Наиболее ранним произведением является картина "Моление Гедеона" (Ил. 25), которая датируется серединой ХVIII века и связана с заказом архимандрита лавры Гедеона Криновского.
Сложная аллегория заложена и в сюжете картины "Восхваление дел Екатерины II" (Ил. 26), созданной скорее всего в самом конце ХVIII или начале XIX века. Аллегория восхваляет не только государственные, просветительские, но и духовные дела императрицы.
К символико-религиозной теме принадлежит картина В.Л.Боровиковского «Сон Боровиковского» (Ил. 27), написанная в 1824 году незадолго до смерти. Последний период художника отмечен мистическими религиозными настроениями, выливавшиеся в формы видений, которые художник стремился определить и обозначить и средствами своего искусства. Интересна картина "Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому", созданная в середине XVIII века в живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры (Ил. 28).
|

Ил. 25 |

Ил. 26 |

Ил. 27 |

Ил. 28
|
|