Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Золотое и серебяное дело XIV – XVII вв.(стр.3) |
Большое место в декоративном убранстве произведений из драгоценных металлов принадлежало чеканке. Ее мягкие блестящие рельефы украшают оклады книг, икон, всевозможные предметы церковного и светского обихода. Излюбленные узоры мастеров-чеканщиков - травные орнаменты. Они отличаются графичностью и четкостью рисунка, строгим уравновешенным ритмом. Выдающейся работой московских чеканщиков конца XVI в. является золотой оклад для иконы с изображением Сергия Радонежского, изготовленный по заказу царя Федора Ивановича и служивший крышкой раки Сергия.
Искусные чеканщики работали и в самом Троицком монастыре. В конце XVI - начале XVII в.- ими выполнен ряд интересных произведений. По заказу келаря Евстафия Головкина и Марфы Владимировны Старицкой они изготовили шаровидные кандила, сплошь покрытые чеканным растительным узором и украшенные скульптурными изображениями голубя, образцом для которых в какой-то степени могло послужить кандило 1568 г. Ивана Грозного. Подчеркнутой декоративностью отличается оклад Евангелия, заказанный келарем монастыря Евстафием Головкиным местным мастерам в 1602 г.
|
Богоматерь Одигитрия. Икона. XVIв. |
Оклад на икону «Сергий Радонежский». 1585 г. Фрагмент |
Евангелие. 1602 г. Вклад Евстафия Головкина. |
В произведениях ювелирного искусства конца XVI - начала XVII в. заметно усиливается стремление к пышности и особой роскоши. Нагляднее всего это нашло отражение в уборе оклада главной монастырской святыни - рублевской иконы "Троица", созданного по заказу Бориса Годунова в 1599-1600 гг. В последующие века оклад был дополнен. В 1626 г. царь Михаил Федорович подарил к иконе цаты, сделанные по образцу цат оклада Ивана Грозного немецкими мастерами Гастом Якубом и Лентой Яном. В середине XVIII в. выполнена серебряная золоченая риза, закрывшая живопись на иконе.
Наряду с чеканкой в ювелирном искусстве времени Бориса Годунова широко применялись гравировка и чернь. Выдающимся декоративным качеством отличались изделия, выполненные в мастерских Московского Кремля. Борис Федорович Годунов вложил в монастырь произведения, в украшении которых использовались черневые изображения. Это Жемчужная пелена 1599 г., сударь "Троица", митра, потир 1597 г. подсвечник 1599 г., золотые тарели, оклад к иконе Андрея Рублева "Троица". Черневое искусство конца XVI - начала XVII в. славилось и изысканностью орнаментальных мотивов. Виртуозно наведенный тончайший гравированный черневой растительный узор украшает почти всю поверхность изящного потира 1597 г., данного Борисом Годуновым еще в бытность его конюшим боярином царя Федора Ивановича.
|
Митра. Конец XVI – начало XVII в. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова |
Потир. 1597 г. Вклад боярина Бориса Фёдоровича Годунова |
Подсвечник. 1599 г. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова. |
Оклад на икону «Троица» письма Андрея Рублёва XVI – XVIII вв. |
Богата и разнообразна коллекция изделий XVII в. Ведущая роль в нем принадлежит чеканке, эмалям, драгоценным камням. Характернейшим произведением времени является митра, вложенная в монастырь по князю Федору Ивановичу Мстиславскому его женой и дочерью. Основным центром золотого и серебряного дела, откуда выходили лучшие произведения, были мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Златокузнецы и серебряники, работавшие в них, продолжали совершенствовать мастерство своих предшественников. Ими выполнены многие произведения, предназначавшиеся для вклада в Троице-Сергиев монастырь.
Серебрянику "золотые палаты" Ивану Леонтьеву были заказаны думным дьяком Иваном Тарасьевичем Грамотиным золотые литургические сосуды - потир, дискос и два блюдца. Тончайшие черневые миниатюры помещены и на золотой крышке большого серебряного креста-мощевика, данного в монастырь также по И.Т. Грамотине. С характером их изображений согласован изысканный декор креста - по краям крышки посажены изящные жемчужинки на золотых спнях, чередующиеся с небольшими изумрудами и рубинами, на нижнем конце креста помещен сапфир.
Редкой красотой отличается золотой крест работы мастера Андрея Малова. В его оформлении сочетаются чеканка, изящные золотые дробницы с черневыми изображениями, разноцветные драгоценные камни и жемчуг
|
Митра. 1626 г. Вклад по князе Фёдоре Ивановиче Мстиславском |
Потир. 1-я половина XVII в. Работа Ивана Леонтьева. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине |
Крест-мощевик. 1-я половина XVII в. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине |
Крест-мощевик. XVII в. Работа Андрея Малова |
|