Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Золотое и серебяное дело XIV – XVII вв.(стр.3)

        Большое место в декоративном убранстве произведений из драгоценных металлов принадлежало чеканке. Ее мягкие блестящие рельефы украшают оклады книг, икон, всевозможные предметы церковного и светского обихода. Излюбленные узоры мастеров-чеканщиков - травные орнаменты. Они отличаются графичностью и четкостью рисунка, строгим уравновешенным ритмом. Выдающейся работой московских чеканщиков конца XVI в. является золотой оклад для иконы с изображением Сергия Радонежского, изготовленный по заказу царя Федора Ивановича и служивший крышкой раки Сергия.

        Искусные чеканщики работали и в самом Троицком монастыре. В конце XVI - начале XVII в.- ими выполнен ряд интересных произведений. По заказу келаря Евстафия Головкина и Марфы Владимировны Старицкой они изготовили шаровидные кандила, сплошь покрытые чеканным растительным узором и украшенные скульптурными изображениями голубя, образцом для которых в какой-то степени могло послужить кандило 1568 г. Ивана Грозного. Подчеркнутой декоративностью отличается оклад Евангелия, заказанный келарем монастыря Евстафием Головкиным местным мастерам в 1602 г.
    Богоматерь Одигитрия. Икона. XVI в.
    Богоматерь Одигитрия. Икона. XVIв.
    Оклад на икону «Сергий Радонежский». 1585 г. Фрагмент
    Оклад на икону «Сергий Радонежский». 1585 г. Фрагмент
    Евангелие. 1602 г. Вклад Евстафия Головкина.
    Евангелие. 1602 г. Вклад Евстафия Головкина.
        В произведениях ювелирного искусства конца XVI - начала XVII в. заметно усиливается стремление к пышности и особой роскоши. Нагляднее всего это нашло отражение в уборе оклада главной монастырской святыни - рублевской иконы "Троица", созданного по заказу Бориса Годунова в 1599-1600 гг. В последующие века оклад был дополнен. В 1626 г. царь Михаил Федорович подарил к иконе цаты, сделанные по образцу цат оклада Ивана Грозного немецкими мастерами Гастом Якубом и Лентой Яном. В середине XVIII в. выполнена серебряная золоченая риза, закрывшая живопись на иконе.

        Наряду с чеканкой в ювелирном искусстве времени Бориса Годунова широко применялись гравировка и чернь. Выдающимся декоративным качеством отличались изделия, выполненные в мастерских Московского Кремля. Борис Федорович Годунов вложил в монастырь произведения, в украшении которых использовались черневые изображения. Это Жемчужная пелена 1599 г., сударь "Троица", митра, потир 1597 г. подсвечник 1599 г., золотые тарели, оклад к иконе Андрея Рублева "Троица". Черневое искусство конца XVI - начала XVII в. славилось и изысканностью орнаментальных мотивов. Виртуозно наведенный тончайший гравированный черневой растительный узор украшает почти всю поверхность изящного потира 1597 г., данного Борисом Годуновым еще в бытность его конюшим боярином царя Федора Ивановича.
    Митра. Конец XVI – начало XVII в. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова
    Митра. Конец XVI – начало XVII в. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова
    Потир. 1597 г. Вклад боярина Бориса Фёдоровича Годунова
    Потир. 1597 г. Вклад боярина Бориса Фёдоровича Годунова
    Подсвечник. 1599 г. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова.
    Подсвечник. 1599 г. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова.
    Оклад на икону «Троица» письма Андрея Рублёва XVI – XVIII вв.
    Оклад на икону «Троица» письма Андрея Рублёва XVI – XVIII вв.

        Богата и разнообразна коллекция изделий XVII в. Ведущая роль в нем принадлежит чеканке, эмалям, драгоценным камням. Характернейшим произведением времени является митра, вложенная в монастырь по князю Федору Ивановичу Мстиславскому его женой и дочерью. Основным центром золотого и серебряного дела, откуда выходили лучшие произведения, были мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Златокузнецы и серебряники, работавшие в них, продолжали совершенствовать мастерство своих предшественников. Ими выполнены многие произведения, предназначавшиеся для вклада в Троице-Сергиев монастырь.

        Серебрянику "золотые палаты" Ивану Леонтьеву были заказаны думным дьяком Иваном Тарасьевичем Грамотиным золотые литургические сосуды - потир, дискос и два блюдца. Тончайшие черневые миниатюры помещены и на золотой крышке большого серебряного креста-мощевика, данного в монастырь также по И.Т. Грамотине. С характером их изображений согласован изысканный декор креста - по краям крышки посажены изящные жемчужинки на золотых спнях, чередующиеся с небольшими изумрудами и рубинами, на нижнем конце креста помещен сапфир. Редкой красотой отличается золотой крест работы мастера Андрея Малова. В его оформлении сочетаются чеканка, изящные золотые дробницы с черневыми изображениями, разноцветные драгоценные камни и жемчуг

    Митра. 1626 г. Вклад по князе Фёдоре Ивановиче Мстиславском
    Митра. 1626 г. Вклад по князе Фёдоре Ивановиче Мстиславском
    Потир. 1-я половина XVII в. Работа Ивана Леонтьева. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине.
    Потир. 1-я половина XVII в. Работа Ивана Леонтьева. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине
    Крест-мощевик. 1-я половина XVII в. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине
    Крест-мощевик. 1-я половина XVII в. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине
    Крест-мощевик. XVII в. Работа Андрея Малова
    Крест-мощевик. XVII в. Работа Андрея Малова




    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru