Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция
    Rus Eng

    Золотое и серебяное дело XIV – XVII вв.(стр. 2)

        Нередко русские серебряники в своих изделиях воспроизводили архитектурные модели. Самым ранним таким произведением в коллекции является кадило, выполненное, как свидетельствует наведенная на нем надпись, его "замышлением" игумена Никона в 1405 г. В XV в. в Москве расцвело сложное искусство филиграни, или скани. Она широко применялось в украшении окладов икон, книг, церковных сосудов.

        Уникальным памятником этого периода является золотой потир работы Ивана Фомина, вложенный в Троице-Сергиев монастырь великим князем Василием II в 1449 г. Большая полусферическая чаша его, выточенная из красноватого с белыми прожилками мрамора, хорошо согласована с формой и размером золотого поддона; по краю чаши - полоса изящного орнамента, выложенного тончайшими золотыми сканными нитями: свободно вьющийся стебель с мягкими спиральными завитками с обеих сторон. Искусно припаянный к гладкой поверхности золота, так что ни в одном месте не видно ни малейших следов припоя, сканный ажурный узор кажется тонким золотым кружевом, нижний край которого заканчивается орнаментальным подзором из кринов. По венцу чаши наведена гравированная богослужебная надпись, переходящая на поддоне в летопись о вкладе. На крае основания поддона читается авторская подпись: "А делал Иван Фомин". О расцвете московского сканного искусства в XV в. свидетельствует золотая оправа резной ореховой иконы-складня 1456 г. работы мастера Амвросия. Он был не только талантливым резчиком, но и превосходным ювелиром.

        Удивительной красотой форм отличаются хранящиеся в музее серебряные золоченые ковши. Древних ковшей ладьевидной формы сохранилось очень мало. Самые ранние русские ковши относятся к XV в. и имеют новгородское происхождение. Однако и древние московские ковши мало отличаются от новгородских, о чем свидетельствует ковш боярина Петра Михайловича Плещеева.


    Потир. 1449 г. Работа Ивана Фомина. Вклад великого князя Василия II
    Потир. 1449 г. Работа Ивана Фомина. Вклад великого князя Василия II
    Кадило. 1405 г. Принадлежало игумену Никону.
    Кадило. 1405 г. Принадлежало игумену Никону.
    Ковши. XV в. Принадлежали Григорию Посахно и Петру Плещееву.
    Ковши. XV в. Принадлежали Григорию Посахно и Петру Плещееву.


        Достаточно широко в коллекции музея представлена серебряная светская и церковная утварь XVI в. Многие из этих произведений связаны с конкретными историческими лицами, о чем сообщают записи вкладных книг монастыря или выполненные вязью надписи на самих вещах, являющиеся часто единственным украшением этих предметов.

        Таковы оригинальное кандило 1568 г. в форме серебряного шара с четырьмя шандалами в виде золотых змеек и с массивной кистью из нитей пряденого золота, вложенное царем Иваном Грозным; массивная заздравная чаша, данная им же в 1564 г. по своему двоюродному дяде князе Василии Михайловиче Глинском; изящный ковш княгини Киликии Ушатой с заздравной поэтической надписью по венцу: "Ковш пити из него на здравие моля бога, хваля государя, поминая друга милово".
    Кандило. 1568 г. Вклад царя Ивана Грозного
    Кандило. 1568 г. Вклад царя Ивана Грозного
    Чаша заздравная. 1564 г. Вклад царя Ивана Грозного
    Чаша заздравная. 1564 г. Вклад царя Ивана Грозного
    Ковш. XVI в. Вклад княгини Киликии Ушатой
    Ковш. XVI в. Вклад княгини Киликии Ушатой


        В музее хранятся братины XVI в., относящиеся к числу самых древних в собраниях нашей страны, а так же чаши и чарки (чары) - низкие плоскодонные сосуды для питья, самые древние из русских питьевых сосудов; они отличались размерами, нередко были с плоскими ручками-полочками. Все дошедшие до нас чарки относятся не ранее чем к XVI в.

        Редчайшие братины XVI в.принадлежат келарю Евстафию Головкину и дочери князя Владимира Андреевича Старицкого Марфе Владимировне. Среди разнообразных чаш и чарок можно отметить чашу с именем царевича Федора Ивановича и чарку царского стремянного конюха Петра Никитича Никифорова, на ручке которой вычеканено изображение Самсона, раздирающего пасть льву. Всем этим предметам свойственны спокойные рациональные формы, органичная связь их с декором.
    Блюдо.Мастерские Московского Кремля.1561. Вклад царя Ивана Грозного,1569 г.
    Блюдо.Мастерские Московского Кремля.1561. Вклад царя Ивана Грозного,1569 г.
    Братины. XVI в. Принадлежали Евстафию Головкину и Марфе Старицкой
    Братины. XVI в. Принадлежали Евстафию Головкину и Марфе Старицкой
    Чарка. XVI в. Принадлежала Петру Никитичу Никифорову
    Чарка. XVI в. Принадлежала Петру Никитичу Никифорову
    Чаша. XVI в. Принадлежала царевичу Фёдору Ивановичу
    Чаша. XVI в. Принадлежала царевичу Фёдору Ивановичу


        XVI столетие - признанная пора расцвета русского золотого и серебряного дела. Московские мастера занимают ведущее место в развитии и совершенствовании древних ювелирных техник: гравировки и черни, скани, чеканки, эмальерного дела, которые приобретают новые качества, когда в декоре произведений сочетаются разнообразные приемы. К числу лучших изделий московских златокузнецов второй половины XVI в. относятся сохранившиеся фрагменты оклада иконы "Троица", вложенные Иваном Грозным, - венцы, цаты с подвесками, дробницы с чернью и небольшие части чеканных пластин с полей и фона иконы. О высочайшем мастерстве их исполнителей говорит каждая деталь оклада. В золотых венцах его, декоративный эффект которых основан на сочетании матового фона и блестящих узоров, с особой силой выявлены драгоценность и благородство самого материала. В мастерских Московского Кремля изготовлено и золотое блюдо, вклад Ивана Грозного в Троицкий монастырь.

        Интересным образцом скани второй половины XVI в., знакомящим с новгородскими особенностями этой ювелирной техники, является оклад трехстворчатого складня с изображением на среднике Богоматери Петровской, а по сторонам — митрополитов Петра и Алексия.
    Цата. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
    Цата. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
    Венец. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
    Венец. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
    Богоматерь Петровская с митрополитами Петром и Алексием. Икона-складень. 2-я половина XVI в. Новгород
    Богоматерь Петровская с митрополитами Петром и Алексием. Икона-складень. 2-я половина XVI в. Новгород




    1      2      3      4

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru