Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Керамика и стекло XVIII – XIX вв.(стр.3)

    Изделия из стекла

        Небольшая коллекция стекла из собрания музея представляет предметы как светского, так и культового назначения. Это – разнообразные кубки, штофы, стаканы, рюмки, подсвечники, люстры, потиры, лампады и многие другие изделия, выполненные замечательными мастерами известных и неизвестных отечественных заводов. Стеклоделие развивалось в России с XVII в. Однако лишь в следующем столетии появилось большое число частных заводов. На них постепенно совершенствовались технологические процессы, связанные с разработкой новых рецептур различной окраски цветного стекла, с созданием хрусталя и его гранения и т.д

        Разнообразные стеклянные изделия, став предметами интерьера и быта, были подвержены изменениям стилевых пристрастий. В первой половине XVIII в. достигло высокого качества гравирование на стекле. Подарочные кубки этого времени с большим туловом и ограненной ножкой украшались пышными барочными вензелями, портретами царствующих особ, аллегорическими композициями, цветочными гирляндами. Нередко стекло украшалось золочением. Изящные линии золотых вензелей на предметах винного набора графа Юсупова из коллекции музея подчеркивают строгость форм и тонкую прозрачность хрусталя.

        Самый распространенный способ украшения стекла - гранение. В XIX веке различными приемами огранки мастера стремились подчеркнуть игру света. В начале столетия появляется свинцовый хрусталь, огранка которого придает произведению ощущение сверкающей драгоценности. Наряду со знаменитой алмазной гранью часто использовали широкое гранение, при котором линии вертикальных граней, переходя с одной части сосуда на другую, выявляли его форму, являясь идеальным украшением тяжелых кубков, бокалов, графинов.

    Винный набор. XVIII в. Хрусталь, гравировка Завод Кузнецова.
    Винный набор. XVIII в. Хрусталь, гравировка
    ТПодсвечник. XIX в. Хрусталь, гранение
    Подсвечник. XIX в. Хрусталь, гранение
    Кубки. XVIII в. Хрусталь, гравировка
    Кубки. XVIII в. Хрусталь, гравировка
    юстра. XVIII в. Хрусталь.
    Люстра. XVIII в. Хрусталь


        К числу сложных приемов относится - техника венецианской нити, которую, тем не менее, выполняли на различных русских заводах. Белые тонкие нити-трубочки опутывают изящный стакан с дротовой широкой зеленой лентой по краю завода Бахметьева. Белые нити, уложенные косой сеточкой на прозрачном стекле, придают подвижность стакану и рюмке завода Мальцевых.

        Очень часто в одном предмете мастера объединяли разные техники обработки и украшения, сопоставляя прозрачное стекло с цветным, с золотыми поверхностями, на которых цировкой наносили изображения, применяя бронзу в конструктивных частях сложных сосудов.

    Винный сервиз с монограммой. Конец XVIII в. Хрусталь, гравировка, золочение
    Винный сервиз с монограммой. Конец XVIII в. Хрусталь, гравировка, золочение
    Лампадка. XIX в. Стекло
    Лампадка. XIX в. Стекло
    Стакан. Первая треть XIX в. Стекло: венецианская нить, дрот, золочение, роспись. Завод Бахметьева;  Бокал и рюмка. Вторая треть XIX в. Стекло, венецианская нить. Завод Мальцевых;  Стакан. Первая половина XIX в. Хрусталь: золочение, цировка. Завод Мальцевых
    Стакан. Первая треть XIX в. Стекло: венецианская нить, дрот, золочение, роспись. Завод Бахметьева; Бокал и рюмка. Вторая треть XIX в. Стекло, венецианская нить. Завод Мальцевых; Стакан. Первая половина XIX в. Хрусталь: золочение, цировка. Завод Мальцевых




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru