Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Керамика и стекло XVIII – XIX вв.(стр.2)

        В первой половине XIX века в России возникает множество частных фарфоровых заводов. Крупнейшим из них был завод А. Г. Попова, основанный в 1811 году в с. Горбунове Дмитровского уезда, недалеко от Сергиева Посада. Продукция этого завода отличалась высоким качеством фарфора, большим разнообразием форм, выразительностью росписи и отвечала вкусам самых различных слоев населения.

        Высокими художественными достоинствами отличается столовый сервиз этого завода с оригинальными -в виде квадратов, ромбов и треугольников- формам десертных тарелок. Нарядность и в то же время торжественность этому сервизу придает роспись золотом: гирлянды и венки из виноградных листьев, фигурные розетки на зеркале тарелок и широкая полоса волнистого стилизованного растительного орнамента по их борту и тулову бутылочных или рюмочных передач и соусников.

    Предметы чайного сервиза: чайник, молочник, чашка с блюдцем, тарелка. Середина  XIX в. Фарфор: роспись. Завод Попова
    Предметы чайного сервиза: чайник, молочник, чашка с блюдцем, тарелка. Середина XIX в. Фарфор: роспись. Завод Попова
    Предметы столового сервиза. XIX в. Фарфор: роспись. Завод Попова
    Предметы столового сервиза. XIX в. Фарфор: роспись. Завод Попова
    Часть столового сервиза: рюмочная передача. Первая половина XIX в. Фарфор, роспись подглазурная. Завод Попова
    Часть столового сервиза: рюмочная передача. Первая половина XIX в. Фарфор, роспись подглазурная. Завод Попова
    Чайная и кофейная посуда: чашки с блюдцем. Середина XIX в. Фарфор: надглазурная роспись, крытьё, золочение. Завод Попова
    Чайная и кофейная посуда: чашки с блюдцем. Середина XIX в. Фарфор: надглазурная роспись, крытьё, золочение. Завод Попова

        Искусство русского фарфора XIX века связано с деятельностью не только крупных, но и огромного количества мелких частных заводов, расположенных, в основном, в Гжельском керамическом районе, славившемся своими белыми глинами. Мастера этих предприятий создавали собственные формы посуды, разрабатывали приемы росписи. В коллекции представлены изделия заводов И. А. Иконникова, братьев Корниловых, В. И. Жадина, С. И. Масленникова, братьев Самсоновых, Марковых, Храпунова-Нового и других. Некоторые из них существовали одно-два десятилетия и представлены небольшим количеством предметов.

        Насыщенностью украшений отличаются чашки-бокалы и блюдца завода П. И. и И. Квартальных (Фартальных), внешняя поверхность которых расписана архитектурными видами Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой лавры, а внутренняя почти полностью вызолочена. Лаконичное сочетание яркого фона и простых цветочных мотивов характерна для предметов чайного сервиза, расписанного в живописном заведении Я. Орлова.

    Чашка с блюдцем. XIX в. Фарфор. Роспись. Завод Иконникова
    Чашка с блюдцем. XIX в. Фарфор. Роспись. Завод Иконникова
    Тарелка. Вторая половина XIX вв. Фарфор, роспись надглазурная. Завод Храпунова-Нового
    Тарелка. Вторая половина XIX вв. Фарфор, роспись надглазурная. Завод Храпунова-Нового
    Бокал с блюдцем. 1850-1860-е гг. Фарфор, роспись надглазурная. Завод П.П. и И. Квартальных
    Бокал с блюдцем. 1850-1860-е гг. Фарфор, роспись надглазурная. Завод П.П. и И. Квартальных
    Сахарница, чашка с блюдцем. Середина  XIX в. Фарфор: роспись, золочение. Завод братьев Корниловых
    Сахарница, чашка с блюдцем. Середина XIX в. Фарфор: роспись, золочение. Завод братьев Корниловых
    Молочник. Вторая половина XIX в. Фарфор, роспись надглазурная. Живописное заведение Я.Я. Орлова
    Молочник. Вторая половина XIX в. Фарфор, роспись надглазурная. Живописное заведение Я.Я. Орлова

        Конец XIX—начало XX века было временем деятельности огромного фарфорового концерна М. С. Кузнецова, объединившего несколько крупнейших фарфорово-фаянсовых заводов. Постоянно совершенствовались технологические приемы. В 1900-х годах стали широко применять многоцветную печать – деколь, широкое распространение получила работа с аэрографом. Тем не менее, наряду с широким распространением механических способов украшения фарфоровой посуды сохранялись традиции ручной росписи.

        В изделиях заводов Кузнецова нашли отражение многообразные традиции росписи, форм, набора предметов, накопленные почти за два века развития фарфора в России. В это время фарфор становится неотъемлемой частью быта как аристократических, так и широких демократических слоев населения. Кузнецовские заводы выпускали продукцию очень высокого качества, удовлетворяя, таким образом, самые различные вкусы.

    Кружка коронационная. 1883 г. Фарфор, роспись подглазурная. Завод Кузнецова
    Кружка коронационная. 1883 г. Фарфор, роспись подглазурная. Завод Кузнецова
    Супница. 1890-1900-е гг. Фарфор, декальмания, роспись надглазурная. Завод М.С.Кузнецова
    Супница. 1890-1900-е гг. Фарфор, декальмания, роспись надглазурная. Завод М.С.Кузнецова
    Тарелка. Конец XIX в. Фарфор: роспись. Завод Кузнецова
    Тарелка. Конец XIX в. Фарфор: роспись. Завод Кузнецова


    Фарфоровая скульптура

        Наряду с производством посуды неотъемлемой частью русского фарфора мелкая пластика, которую выпускали на многих заводах. Нередко в создании скульптуры из фарфора участвовали известные художники. Так, например, популярная «Водоноска» выполнялась по модели С. С. Пименова. Жанровая скульптура завода Гарднера создавалась на сюжеты народного быта, народных типов: «Собирание холста», «Жена ведёт пьяного мужа» и др.

        В конце XIX — начале XX века на заводе Гарднера, а затем М. С. Кузнецова создавалась многофигурная серия «Народы России», созданная на императорском фарфоровом заводе по рисункам академика Н. Георги, отразившая разнообразие этнографического состава населения России. Скульптуры на крестьянские темы, а также многочисленная серия «Народы России» интересны с точки зрения этнографической достоверности.

    Скульптура «Водоноска». XIX в. Бисквит: роспись. Завод Гарднера
    Скульптура «Водоноска». XIX в. Бисквит: роспись. Завод Гарднера
    Скульптура «Жена ведёт пьяного мужа» из серии «Народы России». XIX в. Бисквит: роспись. Завод Гарднера
    Скульптура «Жена ведёт пьяного мужа» из серии «Народы России». XIX в. Бисквит: роспись. Завод Гарднера
    Скульптура «Грузины» из серии «Народы России». XIX в. Фарфор. Роспись. Завод Гарднера
    Скульптура «Грузины» из серии «Народы России». XIX в. Фарфор. Роспись. Завод Гарднера
    Скульптуры из серии «Народы России». Конец XIX в. – начало XX в. Бисквит, роспись. Завод Гарднера – М.С. Кузнецова, с.Вербилки
    Скульптуры из серии «Народы России». Конец XIX в. – начало XX в. Бисквит, роспись. Завод Гарднера – М.С. Кузнецова, с.Вербилки




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru