Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Керамика и стекло XVIII – XIX вв.(стр.2) |
В первой половине XIX века в России возникает множество частных фарфоровых заводов. Крупнейшим из них был завод А. Г. Попова, основанный в 1811 году в с. Горбунове Дмитровского уезда, недалеко от Сергиева Посада. Продукция этого завода отличалась высоким качеством фарфора, большим разнообразием форм, выразительностью росписи и отвечала вкусам самых различных слоев населения.
Высокими художественными достоинствами отличается столовый сервиз этого завода с оригинальными -в виде квадратов, ромбов и треугольников- формам десертных тарелок. Нарядность и в то же время торжественность этому сервизу придает роспись золотом: гирлянды и венки из виноградных листьев, фигурные розетки на зеркале тарелок и широкая полоса волнистого стилизованного растительного орнамента по их борту и тулову бутылочных или рюмочных передач и соусников.
|
Предметы чайного сервиза: чайник, молочник, чашка с блюдцем, тарелка. Середина XIX в. Фарфор: роспись. Завод Попова |
Предметы столового сервиза. XIX в. Фарфор: роспись. Завод Попова |
Часть столового сервиза: рюмочная передача. Первая половина XIX в. Фарфор, роспись подглазурная. Завод Попова |
Чайная и кофейная посуда: чашки с блюдцем. Середина XIX в. Фарфор: надглазурная роспись, крытьё, золочение. Завод Попова |
Искусство русского фарфора XIX века связано с деятельностью не только крупных, но и огромного количества мелких частных заводов, расположенных, в основном, в Гжельском керамическом районе, славившемся своими белыми глинами. Мастера этих предприятий создавали собственные формы посуды, разрабатывали приемы росписи. В коллекции представлены изделия заводов И. А. Иконникова, братьев Корниловых, В. И. Жадина, С. И. Масленникова, братьев Самсоновых, Марковых, Храпунова-Нового и других. Некоторые из них существовали одно-два десятилетия и представлены небольшим количеством предметов.
Насыщенностью украшений отличаются чашки-бокалы и блюдца завода П. И. и И. Квартальных (Фартальных), внешняя поверхность которых расписана архитектурными видами Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой лавры, а внутренняя почти полностью вызолочена. Лаконичное сочетание яркого фона и простых цветочных мотивов характерна для предметов чайного сервиза, расписанного в живописном заведении Я. Орлова.
|
Чашка с блюдцем. XIX в. Фарфор. Роспись. Завод Иконникова |
Тарелка. Вторая половина XIX вв. Фарфор, роспись надглазурная. Завод Храпунова-Нового |
Бокал с блюдцем. 1850-1860-е гг. Фарфор, роспись надглазурная. Завод П.П. и И. Квартальных |
Сахарница, чашка с блюдцем. Середина XIX в. Фарфор: роспись, золочение. Завод братьев Корниловых |
Молочник. Вторая половина XIX в. Фарфор, роспись надглазурная. Живописное заведение Я.Я. Орлова
|
Конец XIX—начало XX века было временем деятельности огромного фарфорового концерна М. С. Кузнецова, объединившего несколько крупнейших фарфорово-фаянсовых заводов. Постоянно совершенствовались технологические приемы. В 1900-х годах стали широко применять многоцветную печать – деколь, широкое распространение получила работа с аэрографом. Тем не менее, наряду с широким распространением механических способов украшения фарфоровой посуды сохранялись традиции ручной росписи.
В изделиях заводов Кузнецова нашли отражение многообразные традиции росписи, форм, набора предметов, накопленные почти за два века развития фарфора в России. В это время фарфор становится неотъемлемой частью быта как аристократических, так и широких демократических слоев населения. Кузнецовские заводы выпускали продукцию очень высокого качества, удовлетворяя, таким образом, самые различные вкусы.
|
Кружка коронационная. 1883 г. Фарфор, роспись подглазурная. Завод Кузнецова |
Супница. 1890-1900-е гг. Фарфор, декальмания, роспись надглазурная. Завод М.С.Кузнецова |
Тарелка. Конец XIX в. Фарфор: роспись. Завод Кузнецова |
Фарфоровая скульптура
Наряду с производством посуды неотъемлемой частью русского фарфора мелкая пластика, которую выпускали на многих заводах. Нередко в создании скульптуры из фарфора участвовали известные художники. Так, например, популярная «Водоноска» выполнялась по модели С. С. Пименова. Жанровая скульптура завода Гарднера создавалась на сюжеты народного быта, народных типов: «Собирание холста», «Жена ведёт пьяного мужа» и др.
В конце XIX — начале XX века на заводе Гарднера, а затем М. С. Кузнецова создавалась многофигурная серия «Народы России», созданная на императорском фарфоровом заводе по рисункам академика Н. Георги, отразившая разнообразие этнографического состава населения России. Скульптуры на крестьянские темы, а также многочисленная серия «Народы России» интересны с точки зрения этнографической достоверности.
|
Скульптура «Водоноска». XIX в. Бисквит: роспись. Завод Гарднера |
Скульптура «Жена ведёт пьяного мужа» из серии «Народы России». XIX в. Бисквит: роспись. Завод Гарднера |
Скульптура «Грузины» из серии «Народы России». XIX в. Фарфор. Роспись. Завод Гарднера |
Скульптуры из серии «Народы России». Конец XIX в. – начало XX в. Бисквит, роспись. Завод Гарднера – М.С. Кузнецова, с.Вербилки |
|