Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Вышивка и ткачество XVIII - XX в. (стр.2) |
Новгородская вышивка представлена в музее образцами из Устюжинского уезда. В этих вышивках главное место принадлежит изображению женской фигуры. В произведениях нашей коллекции она присутствует в композициях со священным деревом жизни, обрядовыми сценами жертвоприношений, с ветками в руках, изображается в виде древа-куста или с птицами.
Сюжеты, пришедшие в XIX век из глубины древней культуры дохристианского периода, характерны и для вышивок Каргопольского района Архангельской области. Они исполнялись очень сочной по цвету техникой застила и двусторонним швом, который здесь часто называли РОСПИСЬЮ.
|
Полотенце свадебное. Фрагмент. 1911. Новгородская обл. |
Полотенце XIX в. Архангельская область. Черевковский р-н |
Полотенце XIX в. Архангельская область. Каргополь |
Конец полотенца. 1884. Торжок. (165) |
Тверская вышивка отличается большим разнообразием художественных приемов и стилевых признаков. Местные специфические особенности свидетельствуют о глубокой устойчивости традиций древнего искусства. К широко распространенным приемам шитья относится старинная сквозная белая строчка, наиболее типичная для юго-восточных центров, какими являлись Старица, Торжок, Тверь, Кашин, Корчева, Калязин, для южной части Бежецка и северо-восточных окрестностей Весьегонска. Тверские вышивки привлекают внимание своим богатым колористическим многообразием.
Наиболее архаические изобразительные мотивы одноцветны и выполняются по древней традиции строго белыми или красными нитками. Большой самобытностью отличаются многоцветные вышивки, выполнявшиеся главным образом шерстяными и реже шелковыми нитками, распространенные в основном в северо-восточной части. Своеобразной цветовой гаммой выделяются ржевские вышивки, ярким насыщенным цветом — теблешские и весьегонские, необычайно смелые по своим контрастным сочетаниям.
Тверская вышивка при некоторых сходных чертах с образцами псково-новгородского типа, а также с смоленскими и ярославскими отличается своим глубоко самобытным характером. Все эти вышивки представляют собой значительный пласт художественной культуры русского народа и свидетельствует о том, что носителем архаики в народном искусстве был не только Русский Север, как считалось раньше, но также и древние центры средней полосы России, среди которых свое особое место занимает Тверская земля.
|
Полотенце свадебное «долгое». 1856. Новоторжский уезд |
Полотенце свадебное. Фрагмент. 1900. Бежецк |
Конец полотенца. 1900-е гг. Весьегонск |
Конец полотенца. 1878. Ржев |
Современная вышивка представлена оригинальными декоративными произведениями высокого художественного качества. В нарядных скатертях, полотенцах и других изделиях умело используются традиционные приемы шитья и сохраняются черты народной вышивки. Здесь превосходно используются различные разновидности рассыпного гипюра с тонко разработанными ажурами. Такими тончайшими переплетениями в сложных сюжетных композициях выполняются изображения человеческих фигур. Эти красивые вышивки отличаются большой изысканностью, как например, из г. Михайлова, Рязанской обл.
Традиционная цветная перевить тарусских мастериц Калужской области необычайно красочна. Геометрические узоры, так же как и сюжетные композиции, выполняются красными, синими, желтыми, белыми нитками, которыми перевивается и сетка фона. В орнамент нарядных подарочных изделий искусно включаются надписи. В Мстёре Владимирской области создается цветная счетная гладь, известная под названием «владимирский шов». Узор, исполненный красными и синими нитками, словно охвачен по краям мохнатыми «кисточками». Отдельные детали рисунка разрабатываются мелким узором. В уникальных вышивках такие разработки иногда выполняются золотыми нитями. Кроме того тканные платки изготавливали на различных комбинатах прикладного искусства.
|
М.Н. Гумилевская. Полотенце. 1960. Фраг. Фабрика художественной вышивки г. Таруса, Калужская обл. |
Т.М. Шульпина (Дмитриева). Декоративный коврик «Разгулялись девчонки».1963. Фраг. Фабрика имени Н.К. Крупской, пос. Мстёра, Владимирская обл. |
Д.А. Смирнова. Полотенце. 1958. Фраг. Михайловская артель «Труженица», г. Михайлов, Рязанская обл. |
В.И. Завиская. Платок «Ковш и рубеля».1964. Комбинат прикладного искусства Московского отд. Худ. фонда РСФСР, г. Москва |
|