Коллекции музея
Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
иконы XIV – XVII вв.
иконы XVIII – XIX вв.
2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
европейское серебро XIV – XIX вв.
3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости)
XI – начала XX в.
мелкая пластика XI – XVII вв.
мелкая пластика XVIII – начала XX в.
троицкие эмали XVIII – начала XX в.
4. Древнее оружие
5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
лицевое и орнаментальное шитье
золотое и серебряное кружево
ткани
6. Живопись XVIII - XXI вв.
живопись XVIII - XIX вв.
живопись XX - XXI вв.
II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
III.Графика XVIII-ХХ вв.
IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
V.Нумизматика
VI.Фалеристика
VII.Фотография
VIII.Археологическая коллекция
IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
1. Художественное дерево
народная резьба и роспись по дереву
деревянная игрушка
домовая резьба Сергиева Посада
абрамцевско-кудринская резьба
хохломская и городецкая роспись
2. Художественный текстиль
вышивка и ткачество
набойка и кружево
русские шали
народный костюм
народная одежда
ситцевые платки
3. Художественные керамика и стекло
керамика и стекло XVIII - XIXвв.
керамика и стекло XX - XXIвв.
гончарные изделия
глиняная игрушка
4.Художественный металл
художественный металл XVII – XIX вв.
художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
5.Резьба по камню и кости
чукотское искусство резьбы по кости
6. Художественные лаки
роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
X.Краеведческая коллекция
|
Народная одежда в собрании музея (стр.2) |
Свадебные одежды выполнялись из самых дорогих материалов, с особой тщательностью, нередко с привлечением профессиональных мастериц, которые шили золотой и серебряной нитью, низали из бисера отдельные элементы костюма. Однако, после рождения первенца молодуха уже не имела права одевать эти наряды.
В старину говорили: « в чем венчаться, в том и скончаться». Во многих местах традиция использования венчальной одежды в качестве погребальной сохранялась до начала ХХ в. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится обрядовая одежда, предназначенная для погребально-поминальных случаев. В тех селениях, где вдовы до конца своих дней носили кручинное, горевое, каждая женщина имела до четырех, различавшихся по степени траура, комплектов такой одежды.
Сергиево-Посадский музей-заповедник располагает богатейшей коллекцией женских головных уборов ХVIII - начала ХХ в. Особенно выделяются своей строгой красотой северные кокошники, сборники, повойники, шитые из парчи, шелка, бархата и украшенные мелким и крупным жемчугом, перламутровыми зернами, разноцветными стеклами в высоких кастах, имитирующими драгоценные камни. Как правило, их готовили к свадьбе и одевали со свадебными сарафанами.
Южнорусские кички с парными рожками, возвышающимися над головой женщины или спрятанными под мягкие шапочки – сороки с золотным очельем ближе всего к разгадке рогатости головных уборов, как символа женской плодовитости (чадородия).
|
Женский праздничный костюм. Начало XX в. Рязанская губерния |
Женский головной убор кика. XIX в. Олонецкая губ |
Мужская свадебная рубаха. Конца XIX - начала ХХ в. Тамбовская губ. |
Мужская крестьянская одежда также имеется в музее, но не в таком разнообразии, как женская. В основном, это рубахи и пояса, приготовленные невестой для жениха к свадебному торжеству. Среди них и рубахи – голошейки (без воротника или с небольшой стойкой по вороту), и рубахи – косоворотки, сохранившиеся в большом количестве.
Традиционно, рубахи украшались по краям рукавов и подола ткаными, шитыми узорами, нередко дополненными белым или цветным кружевом, ситцевыми нашивками, бисером и блестками. Наиболее интересные экземпляры происходят из Курской, Воронежской, Пензенской, Вятской и др. губерний.
Коллекция народной одежды Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника ярко отражает самобытные черты костюма русской крестьянки ХIХ – начала ХХ в., обусловленные многовековым укладом жизни народа, его представлениями о добром, полезном и прекрасном.
В.М. Жигулева
|
|