Главная       О музее      Экспозиции и выставки       Коллекции      Памятники архитектуры       Посетителям      Контакты

Коллекции музея


Вступление
I. Историко-художественная коллекция
1. Иконы XIV – XIX вв.
  • иконы XIV – XVII вв.
  • иконы XVIII – XIX вв.
  • 2. Золотое и серебряное дело XIV – XX вв.
  • золотое и серебряное дело XIV – XVII вв.
  • золотое и серебряное дело XVIII – XIX вв.
  • европейское серебро XIV – XIX вв.
  • 3.Мелкая пластика (изделия из металла, дерева, кости) XI – начала XX в.
  • мелкая пластика XI – XVII вв.
  • мелкая пластика XVIII – начала XX в.
  • троицкие эмали XVIII – начала XX в.
  • 4. Древнее оружие

    5.Шитьё, кружево, ткани XIV – нач.XX вв.
  • лицевое и орнаментальное шитье
  • золотое и серебряное кружево
  • ткани
  • 6. Живопись XVIII - XXI вв.
  • живопись XVIII - XIX вв.
  • живопись XX - XXI вв.
  • II.Рукописи и старопечатные книги XIV – XVII вв
    III.Графика XVIII-ХХ вв.
    IV.Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
    V.Нумизматика
    VI.
    Фалеристика
    VII.Фотография
    VIII.Археологическая коллекция

    IX. Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.
    1. Художественное дерево
  • народная резьба и роспись по дереву
  • деревянная игрушка
  • домовая резьба Сергиева Посада
  • абрамцевско-кудринская резьба
  • хохломская и городецкая роспись
  • 2. Художественный текстиль
  • вышивка и ткачество
  • набойка и кружево
  • русские шали
  • народный костюм
  • народная одежда
  • ситцевые платки
  • 3. Художественные керамика и стекло
  • керамика и стекло XVIII - XIXвв.
  • керамика и стекло XX - XXIвв.
  • гончарные изделия
  • глиняная игрушка
  • 4.Художественный металл  
  • художественный металл XVII – XIX вв.
  • художественное литьё из чугуна XIX – XX вв.
  • ювелирные изделия красносельских мастеров XXв.
  • 5.Резьба по камню и кости    
  • чукотское искусство резьбы по кости
  • 6. Художественные лаки
  • роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
  • роспись по папье-маше (Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино)
  • X.Краеведческая коллекция

    Художественное литьё из чугуна XIX – XX вв. (стр.2)

        Особую любовь питали мастера чугунолитейного производства к изделиям анималистического жанра. Фигурные изображения коней, собак, оленей дополняли вазы, коробки, пепельницы, служили самостоятельными украшениями интерьеров. Родоначальником уральской анималистической пластики считается малоизвестный нижнетагильский мастер Ф. Звездин. Его ранняя копийная работа «Бык» в течение долгих лет тиражировалась Каслинским заводом.

        Решающую роль в становлении анималистического жанра в русской пластике сыграл П.Клодт — создатель знаменитых скульптурных групп укротителей коней, украшающих Петербург, Неаполь, Берлин. Уменьшенные копии этих монументальных произведений, а также другие изделия, изготовленные каслинскими умельцами по моделям П.Клодта, на долгое время стали эталонными образцами чугунолитейного художественного производства. Выпускались в чугуне и произведения известного скульптора-анималиста второй половины Х1Хв., ученика П.Клодта, Н.Либериха. Его работы отличались особым интересом к деталям, к реалиям окружающей среды, тщательной проработкой фактуры.
    Звездин Ф.Ф. Статуэтка «Бык». Начало XX в. Каслинский з-д.
    Звездин Ф.Ф. Статуэтка «Бык». Начало XX в. Каслинский з-д
    Клодт П.К. Статуэтка «Лошадь казацкая».1956 г. Каслинский з-д.
    Клодт П.К. Статуэтка «Лошадь казацкая».1956 г. Каслинский з-д
    Клодт П.К. Статуэтка «Конь с попоной».1980 г. Каслинский з-д.
    Клодт П.К. Статуэтка «Конь с попоной».1980 г. Каслинский з-д
    Либерих Н.И. Статуэтка «Собака-водолаз». 1930-е гг. Каслинский з-д.
    Либерих Н.И. Статуэтка «Собака-водолаз». 1930-е гг. Каслинский з-д


        В Каслях создавали образцы для литья, обучали мастеров формовке, чеканке, приемам тонкостенного литья и собственные скульпторы - М.Д.Канаев и Н.Р.Бах. В Кусе работал мастер Ф.О.Васенин. Традиционно скульптурные группы и статуэтки, наиболее трудоемкие и дорогие изделия чугунного литья, составляли самые обширные разделы каталогов.

        На рубеже XIX—ХХ вв. в ассортименте художественного чугуна стали происходить существенные изменения. Практически не расширялся круг сюжетной круглой скульптуры, зато увеличилось производство пепельниц, ваз, подсвечников, коробочек и т. д. В этих небольших, украшенных рельефными и ажурными орнаментами, пластическими изображениями животных, птиц и людей вещах наиболее ярко отразились разнообразные стилистические поиски конца XIX—начала ХХ в.
    Коробочка «Танцы». 1894 г. Каслинский з-д.
    Коробочка «Танцы». 1894 г. Каслинский з-д
    Пресс-папье «Спящая нимфа». Конец XIX – начало XX вв. Кусинский з-д.
    Пресс-папье «Спящая нимфа». Конец XIX – начало XX вв. Кусинский з-д
    Чернильница «Слон».1907 г. Каслинский з-д.
    Чернильница «Слон».1907 г. Каслинский з-д
    Рельеф «Свидание». Конец XIX – начало XX вв. Кусинский з-д.
    Рельеф «Свидание». Конец XIX – начало XX вв. Кусинский з-д
        Отливки, вошедшие в ассортимент чугунолитейных заводов, впоследствии выпускались неоднократно, одни чаще, другие реже. По одному и тому же образцу произведение могли отливать на разных заводах. Часть продукции имела мемориальный характер.

        Это, прежде всего, медальоны, отливавшиеся по случаю юбилея какого-либо лица или в связи с каким-либо историческим событием. Создавались и уникальные заказные, выставочные вещи, не включавшиеся в каталоги. К таким единичным произведениям художественного чугунного литья относится каслинская цепочка для часов.
    Медальон «Император Александр III в фуражке». 1894 г. Каслинский з-д.
    Медальон «Император Александр III в фуражке». 1894 г. Каслинский з-д
    Бюст «Император Александр II». Конец XIX – начало XX вв. Каслинский з-д.
    Бюст «Император Александр II». Конец XIX – начало XX вв. Каслинский з-д
    Медальон «Император Александр III. Конец XIX в. Неизвестный з-д.
    Медальон «Император Александр III. Конец XIX в. Неизвестный з-д
    Цепочка для часов. 1937 г. Каслинский з-д.
    Цепочка для часов. 1937 г. Каслинский з-д


        Выпускались и изделия культового назначения, которых сохранилось мало. Однако известно, что первой половине ХIХ в. иконы из чугуна отливались на многих предприятиях. В собрании Сергиево-Посадского музея имеется икона «Бракосочетание Марии с Иосифом», созданная на одном из уральских заводов в начале прошлого столетия. Отлитая по западноевропейскому образцу, икона характеризуется сложной композицией.

        Необычной для более позднего русского чугунного художественного литья является полихромная раскраска иконы. На Каслинском заводе были отлиты медальон «Апостол Иоанн Богослов» и статуэтка «Христос». Распространены в России были и иностранные отливки культового характера. Из собрания Троице-Сергиева монастыря происходит икона «Несение Креста», выполненная в Берлине в мастерской И.Г.Мюллера.
    Пош Л. «Несение Креста». Берлин. Мастерская И.Мюллера.
    Пош Л. «Несение Креста». Берлин. Мастерская И.Мюллера
    Пош Л. Медальон «Апостол Иоанн Богослов».1895 г. Каслинский з-д.
    Пош Л. Медальон «Апостол Иоанн Богослов».1895 г. Каслинский з-д
    Статуэтка «Христос». 1903 г. Каслинский з-д.
    Статуэтка «Христос». 1903 г. Каслинский з-д
    Икона «Бракосочетание Марии с Иосифом». Начало XIX в. Неизвестный з-д.
    Икона «Бракосочетание Марии с Иосифом». Начало XIX в. Неизвестный з-д


        В собрании музея имеются работы, выполненные на двух небольших частных заводах – Нювчимском и Черепетском.Изделие Нювчимского завода - пресс-папье в виде массивной пластины с лежащей на ней распластанной фигурой медведя — цельнолитое и очень тяжелое, что отличает его от аналогичных предметов, изготовленных в Каслях и Кусе.

        Декоративные тарелки Черепетского завода украшены рельефными изображениями: аллегорическими фигурами в обрамлении картушей и пышных растительных завитков и бытовой сценкой. Моделями для отливок послужили образцы европейского художественного литья. Большинство частных и казенных чугунолитейных заводов на протяжении всего ХIХ в. в изобилии выпускали посуду — черную и эмалированную. Посуда отличалась простотой форм и отсутствием какого-либо декора. Редким для коллекций художественного чугунного литья является рукомой, изготовленный на одном из Мальцовских заводов.
    Пресс-папье «Лежащий медведь». Вторая половина XIX – начало XX вв. Нювчимский з-д.
    Пресс-папье «Лежащий медведь». Вторая половина XIX – начало XX вв. Нювчимский з-д
    Тарелка «Умеренность». Конец XIX – начало XX вв. Черепетский з-д.
    Тарелка «Умеренность». Конец XIX – начало XX вв. Черепетский з-д
    Тарелка «Встреча». Конец XIX – начало XX вв. Черепетский з-д.
    Тарелка «Встреча». Конец XIX – начало XX вв. Черепетский з-д
    Рукомой. XIX в. Мальцевский з-д.
    Рукомой. XIX в. Мальцевский з-д




    1      2      3     

         Rambler's Top100
    © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
    141310 Россия, Моск.обл.г. Сергиев Посад, Пр.Красной Армии, д. 144, Тел.: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
    заказ экскурсий- тел. (49654) 0-53-56      Главная страница - http://www.museum-sp.ru